+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

Ветераны музейного фронта

     К 72-й годовщине открытия Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.
     Ветераны музея, которые значительную часть своей жизни посвятили работе в сфере культуры.
 
 
Галина Васильевна Скоринко

 
«Нужно просто стать профессионалом»
 
     У Галины Васильевны Скоринко трудовой путь в музее длиною в 42 года, и это не просто  42 года в культуре, это – 42 года плодотворной и инициативной работы. О Галине Васильевне можно сказать как о человеке  действительно любящем свою профессию. «Мечтала быть музейщиком всегда, даже четко не зная, что это такое», –  и этим всё сказано.
     В музее Галина Васильевна работает с апреля 1974 г., вначале как экскурсовод.         Оглядываясь на прожитые в музее годы, она говорит: «Это поистине насыщенные были годы: 30-летие освобождения Беларуси, затем – 30 лет Победы. Живая река посетителей не пересыхала изо дня в день. Уже на 5-й, 6-й день нужно было выходить на экскурсию. Группы по 45 – 50 человек, поэтому и опыт приобретался очень быстро». По словам Галины Васильевны, сотрудники не имели права что-то не знать, ведь сказать неправду участникам войны было стыдно, когда перед тобой стоит ˝весь˝ фронт. В промежутках между экскурсиями –  штудирование книг, их детальное изучение.
      Большая составляющая нашей работы – это человеческое отношение к каждому посетителю, к каждому ветерану, – говорит ветеран. – Работа была очень насыщенной. Сотрудники музея выезжали с лекциями, докладами, подбирали экспонаты. Так, к 55- летию начала войны сотрудники фондового отдела по договоренности с Госпогранкомитетом Беларуси выехали в Брестский погранотряд, проехав по всем заставам, читая по 2–3 лекции в день. Помимо экскурсий были и неформальные внутримузейные тематические занятия по культуре речи, по актерскому мастерству, что хорошо сплачивало коллектив».
     Как наказ молодым сотрудникам звучат сегодня ее слова: «Чтобы работать с посетителем легко, нужно просто стать профессионалом, работая над этим всю жизнь».
 

 Всесоюзное совещание политработников МВД СССР.1976 г.

              Выезд в гродненский погранотряд.1991 г.              Мероприятие к 8-му марта Стихи о любви.1987 г.

   


 

Наталья Иосифовна Филиппович

 
«Я счастлива, что судьба подарила мне эту
прекрасную профессию…»

     О Наталье Иосифовне Филиппович коллеги отзываются как о человеке преданном музейному делу, одержимом и увлеченной любимой работой. У нее всегда свежая, творческая, инициативная и научно обоснованная мысль. Все что поручается Наталье Иосифовне, выполняется только с высоким качеством и на отлично. Она всегда при деле, всегда спешит, в ее руках всегда папка с наработками или дипломат с материалами: «Бегу сканировать материалы для выставки», «Подбираю материалы для альбома. Скоро выпуск».
     Время неумолимо, летит быстро… Сегодня музей – это ее судьба, ее второй дом. Ее стезя – это музейная работа, навсегда, на всю жизнь.  Ее освоение началось в 1969 г., когда она с мужем, окончив исторический факультет Минского государственного института им. А.М. Горького, уехала по семейным обстоятельствам в Коми АССР (г. Воркута). Четыре года проработала в краеведческом музее на должностях от научного сотрудника до директора музея. Именно тогда она окунулась в сферу работников культуры, музейщиков. Это была трудная школа жизни, оставившая свои следы в душе и на сердце.
     Наталья Иосифовна вспоминает: «Мой приход на работу в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны состоялся в 1972 г. – в год перестройки некоторых экспозиционных залов под руководством белорусского художника А.И. Кроля. Уже была создана роспись М.А. Савицкого ˝Великая Отечественная война˝, диорама ˝Минский котел˝, началась генеральная реконструкция экспозиционных залов партизанской тематики на 2-м этаже. Старейшие сотрудники музея повествовали нам, новоиспеченным сотрудникам, о некоторых перипетиях музейной работы, знакомили с тематикой экспозиционных залов и... буквально как в омут бросали нас, ˝зелёных˝, проводить экскурсии на 5–7-й день работы.
     Самое ценное, примечательное и, к сожалению, уже неповторимое время – встречи с бывшими фронтовиками и партизанами, ведь многие из них были относительно молоды, хранили в своей памяти главные сражения минувшей войны. Они как непосредственные участники боевых сражений, с болью, подчас со слезами на глазах, делились с нами воспоминаниями, и мы впитывали эти рассказы об уникальных человеческих судьбах. Мы этой памяти остались верны!                                                                              
     Когда меня спрашивают с удивлением: ˝Вы еще работаете в такие годы?˝, я всегда отвечаю: ˝Я закалена в борьбе!˝. Может, поэтому и работаю еще… ведь это правда – жизнь есть борьба. Тут целый клубок антагонизмов, жизненно-важные сферы сложных ситуаций между людьми, родителями, детьми, коллегами по работе и т. п.
Выбирать свое ˝амплуаʺ нужно осознанно, кто не ощутил своего призвания к музейной работе, чтобы не ʺискалечитьʺ свою судьбу, –  найдите место на другом поприще!
     О чём мечтаю? Мечтаю, чтобы наш музей был, жил и процветал на века. Мечтаю, чтобы музейный работник, особенно мои коллеги-фондовики, досконально изучив свои коллекции, стали знатоками своего дела. Ведь есть – талантливый учёный, талантливый учитель, талантливый художник и т. п., но нигде не услышим – талантливый музейный работник. А наша профессия настолько многогранная, настолько своеобразная, ʺживаяʺ и ʺоживающаяʺ в творческом подходе к ней, и для достижения музейных высот надо учиться, ʺобрастатьʺ знаниями, шагать в ногу со временем. Да, это трудно, но захватывающе интересно, если профессия стала твоим призванием.
     Мне посчастливилось более сорока лет жить ʺмузейной жизньюʺ со своими многочисленными коллегами, со многими из них пережить самые трудные годы переезда в новый музей, работать над созданием новой экспозиции, вместе переживать горькие и счастливые дни музейного бытия, где каждый день – разное настроение.
     Я счастлива, что судьба подарила мне эту прекрасную профессию, что я продолжаю жить в ней, и в силу своих способностей –  продолжаю СЛУЖИТЬ ЕЙ».





 
 

Наталья Анатольевна Яцкевич

 
«Музей – моя жизнь»
     Наталья Анатольевна Яцкевич – заведующая отделом партизанского движения, пришла на работу в музей летом 1976 г. после окончания исторического факультета БГУ. По ее словам, желание работать в каком-нибудь музее появилось после студенческой практики на 4-м курсе в музеях Ленинграда. Восемь лет работала научным сотрудником отдела массовой научно-просветительской работы. Коллектив экскурсоводов был большой, молодой, дружный и очень веселый. Работа сразу захватила. «Казалось, весь мир ехал посмотреть наш музей. Готовились к каждой экскурсии: бежали в библиотеку, на картах, в политических справочниках и энциклопедиях находили информацию о стране (или регионе СССР) и на экскурсию всегда выходили ʺвооруженныеʺ знаниями».
     В 1985 г. перешла работать в отдел истории партизанского движения. Более углубленно занялась научной работой, что позволило создавать экспозиции (выставки) по новым, малоисследованным темам истории. Наталья Анатольевна говорит: «Вообще, как историк люблю научную деятельность и ее преломление в музейных экспозициях. Высокий уровень научной работы в то время позволил создать хорошую базу в виде научных справок, книг, публикаций, которые и сегодня помогают сотрудникам в работе.
     Люблю музейную работу, потому что это бесконечный процесс познания нового. Она развивает тебя как личность, дает возможность участвовать в интересных событиях и встречаться с людьми, позволяет проявлять и использовать творческие и научные способности человека. Для меня музей – это не только работа, это мое увлечение или хобби, когда о деньгах и не думаешь. Даже во время отпуска, где бы ни находилась, иду посмотреть местный музей. Что может быть лучше, когда работа приносит удовлетворение и чувство востребованности тебя как специалиста.
     Мне повезло застать первых сотрудников нашего музея: П.С. Ловецкого, В.С. Романовскую, П.Н. Гончарова – тех, кто воевал в партизанских отрядах, создавал музей, закладывал традиции и научил нас любить музей и относиться с огромной ответственностью к своей работе. Это они подняли планку нашего музея на высокий международный уровень, мы постарались ее не снижать, и очень хочется, чтобы молодое поколение сотрудников нашего музея держало эту высоту».  

 


ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА КАТКОВА


«Музейщик  это диагноз…»


     15 октября 2016 г. исполнилось 40 лет с того времени, как Лариса Алексеевна Каткова трудится в музейной сфере, и это отрезок времени, когда можно оглянуться назад и подвести итоги. У Ларисы Алексеевны поистине насыщенный трудовой путь, наполненный профессиональными успехами. Все стороны музейной работы ей знакомы не в теории, а вследствие долгой практики проработанных лет. Началом этого трудового пути стал 1977 год, когда Лариса Алексеевна пришла в отдел истории 1-го советского периода Государственного музея БССР (сейчас Национальный исторический музей). По словам Л.А. Катковой, 1970 – 1980-е годы были годами  настоящего музейного бума. В  стране был развит въездной туризм,  целые туристические поезда прибывали в Минск ежедневно. Музей посещало огромное количество туристов как из бывших республик СССР, так и из зарубежных стран. От сотрудников требовалось глубокое знание истории, музейной экспозиции, умение работать с  аудиторией,  чтобы достойно представлять музей гостям. 14 лет, проработанные в этом музее, запомнились встречами с интересными людьми – политиками, космонавтами, артистами;  разнообразными выездными мероприятиями в воинских частях, колхозах, пионерских лагерях. Несколько раз приходилось выезжать в этнографические экспедиции по сбору народного костюма в разные регионы Беларуси. Довелось принимать участие в реэкспозиции 3-го этажа музея.
     Лариса Алексеевна – человек творческий и инициативный. Ее всегда привлекали новые формы работы, не пугали трудности. В 1990 г., когда Министерство культуры БССР приняло решение о создании в Беларуси Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры,  она переходит в рабочую группу по созданию музея. Это были интереснейшие годы творческой работы.  Разрабатывалась концепция музея, его экспозиции, формировались коллекции. Музей создавался с нуля.  На это понадобилось более 10 лет:
     «Это был плод нашего ума и фантазии». 
     Приобретенный опыт пригодился Ларисе Алексеевне в 2000-е годы при работе главным  специалистом  управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры  Республики Беларусь. Приходилось заниматься самыми разнообразными вопросами музеев, начиная от кадровых до разработки законопроектов, касающихся музеев и Музейного фонда Республики Беларусь.
     Вот уже восемь лет Лариса Алексеевна Каткова трудится в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. «Меня всегда интересовало всё новое. Узнав, что этому музею предстоит работа по созданию новой экспозиции в новом здании, не задумывалась, куда пойти работать после министерства.
     Музейщик – это диагноз, который я желаю иметь каждому, кто трудится в музейной сфере», – сказала Лариса Алексеевна Каткова.
 


 

ВАЛЕНТИНА КОНСТАНТИНОВНА ЛИСНЕВСКАЯ

«Мы были ближе к войне…»


     Валентина Константиновна Лисневская – хранитель нескольких коллекций в фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны: нумизматики, бонистики, знамен. Начинала она свой трудовой путь в далеком 1978 г. как младший научный сотрудник. Проработанные годы в музее Валентина Константиновна вспоминает с ностальгией: «Особенно в памяти остались первые экскурсии взрослых групп, когда каждый день в музее войны был большой наплыв экскурсантов – это были туристы со всех уголков необъятного СССР, из стран бывшего соцлагеря. Особую часть экскурсионного потока составляли ветераны Великой Отечественной войны, кавалеры ордена Славы, Герои Советского Союза. Мы были ближе к войне, т. к. каждый день встречались с живыми свидетелями фронтовых сражений, которые хорошо знали историю войны и ее творили».
     По словам Валентины Константиновны, работа была трудоемкой, ведь компьютеры отсутствовали, и собирать информацию каждый экскурсовод должен был сам, переворачивая горы литературы и вручную записывая необходимый материал себе в блокнот.
     Вспоминая те времена, Валентина Константиновна говорит: «Тогда и спрос к истории войны был другой. Чтобы посетить музей, люди выстраивались порой в очередь на улице, т. к. холл музея не мог вместить одновременно всех желающих.
    Особенно в Год культуры посетитель нашего музея должен посвятить себя изучению истории войны через экспонаты, биографические сведения, ведь они вселяют гордость о том поколении, которое сражалось за наше голубое небо. Мы просто обязаны помнить о той войне».
 
Экскурсию проводит научный сотрудник  Лисневская В.К. для группы из ГДР 



ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА ПАВЛОВСКАЯ

   «Это история и нашего поколения…»


Галина Владимировна Павловская
     Галина Владимировна Павловская начала трудиться в нашем музее уже с 3-го курса университета, как специалист со знанием белорусского языка. Позднее перешла в отдел истории партизанского движения, затем ее пригласили работать в фондах. Сегодня она является заведующей отделом письменных и изобразительных источников одного из фондовых отделов.  Как коллекционер отвечает за несколько коллекций: книг-брошюр и коллекцию плакатов. Осуществляет хранительскую работу, принимает новые поступления. В 2010 г.  в издательстве «Звезда» был выпущен каталог «Плакаты 1941 года», составителем которого была Галина Владимировна.
     О себе Галина Владимировна говорит так: «История войны – это история и нашего поколения. Я из белорусской деревни, которая была под оккупацией. Бабушка много рассказывала о войне, это истории моих соседей. У озера Селява, откуда я родом, памятник и место захоронения советских солдат и партизан. Каждый год в День Победы люди отдавали дань памяти тем, кто погиб – шли к памятнику: школьники читали стихи, возлагали венки и цветы. Затем уже в Минске традицию продолжила, посещая вместе со всеми площадь Победы».
     Дедушка Галины Владимировны был белорусским партизаном, в 12-й кавалерийской бригаде Минской области. Мама Галины Владимировны воспитывалась в детском доме. Когда она выросла, попросила записать в паспорте 9 мая днем своего рождения. По словам Галины Владимировны, уважая традиции семьи, она пришла в музей, занимаясь той темой, которая была знакома ей с детства.
     Работа в фондах – это интересный многогранный труд, который базируется не только на учетном и хранительском аспекте, но и на сотрудничестве со СМИ, с исследователями, с посетителями. Фонды, по словам Г.В. Павловской, – это сердце музея, это источник информации для экскурсоводов и экспозиционеров.
     Галина Владимировна правильно отметила, что история войны – это тема тяжелая и в эмоциональном плане. Ведь чтобы понять ее, нужно знать не только историю, но и проникнуться эмоционально, пропустить судьбы людей через себя: «…Сотрудник нашего музея должен понимать связь судеб людей своей страны, если ты до конца не проникся этой работой, этой темой, значит это не твое».
 
      Посвящение Музею
Музыка Юрия Северина, слова Галины Павловской

Ещё в окопах грозной той войны
Сражались гордой Родины сыны,
Среди руин он двери отворил –
О подвиге музей заговорил! 

Припев:
Пусть в небо чистое взмывает обелиск
И хорошеет, расцветая, славный Минск
Пускай течёт в музей река,
Не иссякая никогда,
Народной памяти священная река!
Народной памяти могучая река! 

Напоминает всё, как шли бои,
Горели партизанские костры…
Над пеплом белорусских деревень
Седой застыл колодца «журавель»… 
Молчит оружье и постарел мундир…
С портрета смотрит строгий командир…

Здесь рядом фронтовых друзей семья,
Победные сияют ордена! 
В круговороте жизни светлых дней
Мы дорожим историей своей!
Мечтаем мы о мире на века
Нам не нужна военная гроза! 

Припев:
Пусть в небо чистое взмывает обелиск
И хорошеет, расцветая, славный Минск.
Пускай течёт в музей река,
Не иссякая никогда,
Народной памяти священная река!
Народной памяти могучая река!
 

Светлана Александровна Потупчик

 

 
«Работа музейщика – это хобби…»
 
     Светлану Александровну Потупчик – главного хранителя фондов  музея – можно охарактеризовать как человека крайне занятого любимым делом, человека с инициативой и креативной мыслью.
     Для нее музей войны был всегда приоритетом при выборе места работы. Светлана Александровна начала трудовой путь в 1997 г. и вот уже двадцать лет остается верна избранной профессии. С.А Потупчик считает, что есть несколько составляющих успеха музейщика: «Человек не может просто работать, этой работой нужно жить. Ведь финансовой заинтересованности здесь нет: работа музейщика – это хобби, и если ты представляешь себя отдельно от него, то это просто не твое. Немаловажный факт и то, что человек, работающий в музее, должен быть разным, развит всесторонне, а также быть интересным.
     Работа в фондах музея интересна и одновременно сложна. В течение года поступает на хранение в среднем до 1000 предметов, которые нужно оформить: поставить на учет и сохранить вещественную память народа. Работа в фондах сложна тем, что здесь нужно соблюдать много формальных требований к хранению, а также предоставлять конкретный предмет для изучения. Возникает своеобразная дилемма: дать возможность сотрудникам познакомиться с предметом в ходе научно-исследовательской работы, а также сохранить предмет в том виде, в котором его взяли на учет. Поэтому грамотный хранитель коллекции должен предоставить альтернативное знакомство с музейной единицей, например, – электронная версия, но сделать так, чтобы предмет не потерял своей значимости».
     Светлана Александровна требовательна как к себе, так и к сотрудникам: «Уже на собеседовании я вижу: заинтересован ли человек, и уже тогда делаю выводы. Ведь если человеку нравится его работа, в частности коллекция, он будет ее совершенствовать, будет ею жить».
     Еще  несколько качеств, которые ценит она в сотрудниках – это порядочность, которая граничит с ответственностью и трудолюбие, граничащее с талантом. Т. е. если ты любишь свою  работу, отдаешься ей всецело – ты талантливый человек.
     Светлана Александровна много лет являлась хранителем коллекции предметов быта, говоря о ней так: «Предметы могут рассказать больше о людях, чем люди о них». По ее словам, когда изучаешь коллекцию, ты развиваешься всесторонне: «Изучая часы, я стала специалистом истории часового дела.  Проанализировав их номер, получила целую историю создания часов, которая уходила корнями еще в довоенное время. Сейчас я без трудностей могу выбрать часы, которые будут лучше».
     Светлана Александровна отметила, что секрет успеха музейщика в том, что он должен пропускать историю через себя, ведь музейщик не только хранит историю, но и создает возможность узнать ее последующим поколениям: «Мы оставляем свой след в истории, а каким он будет, зависит только от нас».


         



ВЛАДИМИР ПОЛИКАРПОВИЧ ФАЛЕЦКИЙ

«Я всю жизнь в культуре, лишь форму сменил
военную на гражданскую»
 
     Среди ветеранов нашего музея –  ветеран Вооруженных Сил СССР полковник в отставке Владимир Поликарпович Фалецкий – участник боевых действий в Афганистане, кавалер орденов Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, который вот уже более четверти века трудится в нашем музее. Как говорит сам Владимир Поликарпович: «В культуре я всю жизнь, т. к. в воинских соединениях и частях, а также в штабе Краснознаменного Белорусского военного округа я был политработником, в обязанности которого входила воспитательная и научно-просветительская работа с личным составом. Поэтому с музеем я был связан всегда, музеи приходилось строить и в воинских частях. Единственное, что поменялось – это форма: военную сменил на гражданскую. Я считаю, что культура – это особая отрасль, которая пронизывает все отрасли насквозь. Ведь чтобы добиться успехов в любой сфере, нужно в первую очередь обладать внутренней культурой, которая  формируется также и благодаря посещению музеев и выставок».
     Владимир Поликарпович – специалист высокого уровня, который не покладая рук, порой не жалея личного времени трудится над поставленной задачей. На его столе всегда лежат открытые книги, и он часто повторяет: «Что-то со временем стирается из памяти, поэтому не лишне подчитывать».
     В.П. Фалецкий считает, что для того, чтобы экскурсия получилась, нужно готовиться к каждой группе: «Немаловажный аспект – это, с кем ты будешь работать, ведь оперируя этими знаниями, ты сможешь пробудить интерес определенной категории посетителя. Ведь вся подготовка к экскурсии и составляет самообразование экскурсовода».
 
 

***
     Сотрудники музея истории Великой Отечественной войны помнят и тех, кто не один десяток лет отдал музею. Это Александр Иосифович Ульянович – ветеран войны и труда, бывший директор Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Это – Зоя Михайловна Пекарская, руководившая методическим сектором и отделом научно-просвятительской работы. Среди ветеранов труда нашего музея и Купрейчик Алла Петровна, посвятившая 33 года фронтовому отделу, Езерская Светлана Михайловна – бывший руководитель фронтового отдела, библиотекарь Войнич Валентина Брониславовна, проработавшая более 30 лет. Некоторые бывшие сотрудники, даже уйдя из музея, продолжают тесное сотрудничество, как, например, доктор исторических наук, профессор Беспалая Мария Аркадьевна, которая в университете культуры и искусства дает знания будущим музейщикам.
     Время неумолимо идет вперед… К сожалению, с нами уже нет Бабусенко Галины Дмитриевны – ученого секретаря нашего музея, проработавшей здесь почти 40 лет. Ушла из жизни и Барковская Александра Иосифовна, которая трудилась в фондах более 30 лет.
     Музей истории Великой Отечественной войны сегодня – это большая дружная семья, состоящая из научных сотрудников, специалистов и администрации.    
     Музей – это, прежде всего, люди, благодаря которым он существовал и существует сейчас, а ветераны труда – наглядный пример, каким должен быть сотрудник музея.

Материал подготовила Екатерина Александровна  Котловская –
младший научный сотрудник отдела научно-просветительской работы
Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

I КОНГРЕСС МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ МУЗЕЕВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 18 октября 2016
ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ГОДОВЩИНОЙ МУЗЕЯ 19 октября 2016