+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

Огненный таран экипажа Н.Ф. Гастелло

     26 июня 2016 г. исполняется 75 лет со дня знаменитого огненного тарана, совершенного экипажем под командованием капитана Н.Ф. Гастелло, в состав которого входили: младший лейтенант А.А. Бурденюк, лейтенант Г.Н. Скоробогатый, старший сержант А.А. Калинин. В экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны представлены фотопортреты членов легендарного экипажа, орден Отечественной войны І степени Г.Н. Скоробогатого и орденская книжка к нему, письмо к родным А.А. Калинина. Экипаж был интернациональным: А.А. Бурденюк – украинец, Г.Н. Скоробогатый – русский, А.А. Калинин – ненец, а сам капитан Н.Ф. Гастелло был этническим белорусом.

     Путь в авиацию.
     Николай Францевич родился 6 мая 1907 г. в семье рабочих в Москве. Отец – Франц Павлович родом из Беларуси, приехал в Москву на заработки в 1900 г., трудился в литейных мастерских на Казанской железной дороге, а мать Анастасия Семёновна была белошвейкой. Окончив городское мужское училище имени А. С. Пушкина, Николай работал в 1-м доме подростков учеником столяра. В 1924 г. его семья переехала в Муром, где он устроился слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского, там же работал и его отец. В 1930 г. семья возвращается в Москву, и Н.Ф. Гастелло устраивается на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая.
     С мая 1932 г. Николай Гастелло в рядах Красной Армии. Сбылась его давняя мечта – по специальному набору он был призван в Военно-воздушные силы РККА. Во время учебы в 11-й Луганской военной авиационной школе летчиков он отличался упорством и серьезностью, сдав на отлично выпускные экзамены, был направлен в 82-ю тяжелобомбардировочную авиационную эскадрилью, дислоцировавшуюся в Ростове-на-Дону. Молодой летчик изо дня в день совершенствовал и оттачивал свое летное мастерство. Уже в ноябре 1934 г. самостоятельно пилотировал самолет ТБ-3.

     Боевой опыт.
     Свое первое боевое крещение летчик Николай Гастелло получил в 1939 г. в боях на Халхин-Голе, он воевал в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Затем участвовал в советско-финляндской войне 1939–1940 гг., а также операции по присоединению к СССР Бессарабии и Северной Буковины (июнь–июль 1940 г.).
     В 1940 г. Николаю Францевичу присвоено звание капитана. Осенью того же года полк был передислоцирован в Великие Луки, а в начале 1941 г. – на аэродром Боровское в Смоленской области. Уже весной капитан Гастелло начал переподготовку по освоению нового самолета ДБ-3Ф и 24 мая 1941 г. стал командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка.
     Благодаря упорному труду, добросовестности, личным и профессиональным качествам Н.Ф. Гастелло вырос от второго пилота (1934) до командира эскадрильи (1941), стал одним из лучших летчиков полка.
Казалось бы, что талантливого летчика ждет успешная многолетняя летная и служебная карьера, но этому воспрепятствовали события июня 41-го…

     Четыре дня, как четыре шага в бессмертие.
     Начало Великой Отечественной войны стало трудным испытанием для страны. Непростым оно оказалось и для авиации. Уже в первые минуты войны летчики Западного фронта отбивали атаки противника и вели яростные бои в небе, стремились нанести максимальный урон противнику не только в небе, но и на земле. Экипаж капитана Гастелло уже в пять часов утра 22 июня совершил свой первый боевой вылет на бомбардировку противника.
     24 июня сложилась очень напряженная обстановка: танковая группа генерала Г. Гота рвалась к Минску, а танковая группа генерала Г. Гудериана продвигалась по шоссе Пружаны – Слоним, Кобрин – Береза. 207-й дальнебомбардировочный авиаполк наносил удары по танковым колоннам группы Г. Гудериана. В этот день капитан Гастелло из стоящего на аэродроме самолета сбил Юнкерс-88 огнем крупнокалиберного пулемета. Этот неординарный случай нашел свое отражение в наградном листе от 25 июля 1941 г.: «…24 июня с утра в ожидании боевого задания летный и технический состав 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка был на аэродроме по своим местам, ожидая приказания в полет на врага. Зарвавшийся фашистский самолет Ю-88, имея на борту летчика, награжденного Гитлером за свои варварские действия тремя крестами, в том числе железным крестом, появился на высоте 80-100 метров над аэродромом. Пройдя первый раз, он развернулся и, выбрав место стоянки самолетов, открыл стрельбу с передних и люкового пулеметов, сосредоточив огонь на самолете, на котором находился в это время капитан Гастелло. Капитан Гастелло длинной и меткой очередью, прямой наводкой вывел из строя правый мотор и смертельно ранил летчика. Коварный враг пытался уйти, но не смог. Участь его была решена, сделав вынужденную посадку, он был взят в плен…».
     24 июня из 18 самолетов полка вернулись на аэродром 8. Вечером, в связи с потерей значительной части летного состава и самолетного парка, командир полка полковник Г.В. Титов разбил весь личный состав на две эскадрильи. Командиром первой эскадрильи был назначен капитан А.С. Маслов, второй — капитан Н.Ф. Гастелло.
     25 июня звеном эскадрильи капитана Гастелло было уничтожено и повреждено 20 танков и бронемашин. 26 июня 207-му дальнебомбардировочному авиаполку была поставлена задача: в течение дня, действуя мелкими группами – звеном, парой, с высоты 600-800 метров бомбить мотомеханизированные части противника на участке дорог Молодечно – Радошковичи.
     Снова возвращаемся к наградному листу от 25 июля 1941 г., где описаны два подвига, последний из которых и забрал жизнь экипажа самолета ДБ-3Ф: «…26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин — повел звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно – Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемета экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолет не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью, не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолете и повел его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть летчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа…». Звание Героя Советского Союза капитану Гастелло Николаю Францевичу присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 г.
     Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны хранит материалы Н.Ф. Гастелло: фотографии, документы, среди которых наградной лист на присвоение капитану Н.Ф. Гастелло звания Героя Советского Союза, личное дело героя.
     Памятники герою-летчику установлены в Москве, Минске, в городском поселке Радошковичи Молодечненского района Минской области и на территории Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов.





Научный сотрудник отдела военно-фронтовой истории
  Е.В. Новицкая

Огненный рубеж 30 июня 2016
Стояли насмерть на Минском рубеже 10 июня 2016