Menu

A+ A A-

Графика

  • Просмотров: 2283
     В музейном собрании произведений изобразительного искусства коллекция графики самая обширная – около 2,5 тысяч единиц хранения. Формирование коллекции началось сразу же после освобождения столицы Белоруссии  3 июля 1944г., когда в Минск  вернулись из партизанских отрядов, госпиталей, эвакуации белорусские живописцы, графики и скульпторы. Над художественным оформлением первых экспозиций Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, открывшегося 22 октября 1944г. работали белорусские художники - бывшие партизаны, в их числе: заслуженные деятели искусств Беларуси А.С.Бархатков, В.П.Суховерхов, С.Г.Романов, Н.Т.Гутиев,  белорусские художники Г.Ф.Бржозовский, Л.С.Бойко, Н.В.Гурло, О.В.Луцевич, А.И.Шахнович и др.
     В фондах музея хранятся свыше 1000 зарисовок, карикатур, мини-плакатов из жизни и борьбы «народных мстителей», выполненных вышеупомянутыми авторами в период их пребывания в партизанских отрядах (1942-1944гг.). Эта «партизанская энциклопедия» дает возможность передать разнообразные стороны внутренней жизни партизанских формирований, их учебу и быт.
     В собрании графики особо выделяется серия акварелей и пастелей (свыше 200 единиц), созданная в дни войны старейшими белорусскими мастерами акварельного письма – заслуженными деятелями искусств Республики Беларусь В.Н.Кудревичем, Л.М.Лейтманом, белорусскими художниками А.В. Волковым, И.Р. Гембицким, Н.И. Гусевым,  А.С. Корженевским, Л.С. Раном, М.М. Филипповичем. Художники с документальной точностью рисуют батальные сцены сражений, пейзажи родного города, из которого только что выброшен враг. Созданные ими виды городских и сельских пейзажей имеют не только историческую, но и художественную ценность. Поэтому, серия акварельных листов занимает достойное место в ряду музейных реликвий.
     Значительную часть коллекции графики составляет фронтовой рисунок. В 1946-1949 гг. в музей поступило свыше 100 рисунков и эскизов с выставок Первого и Третьего Белорусских фронтов, из Центрального музея Красной Армии и Военной Академии  им.В.И.Ленина. Так начиналось формирование уникальной коллекции фронтового рисунка, которая сегодня насчитывает свыше 400 единиц. При всем многообразии жанров фронтовых зарисовок в музейной коллекции выделяются главные сюжетно-тематические  линии – это военный пейзаж, боевая жизнь на фронте (труд саперов и связистов, работа артиллеристов и минометчиков, атака пехоты, отражение воздушных налетов, танковый десант, форсирование рек и т.д.); портретные рисунки и будни фронтовой жизни. Достаточно полное представление о фронтовом рисунке, как уникальном явлении в годы войны, дают коллекции зарисовок белорусских художников-фронтовиков:  С.А.Андруховича, И.А. Давидовича, А.Ф. Ковалева, А.Г. Курочкина, В.Н. Савицкого, В.И. Сахненко. В основном преобладает карандашный рисунок, но есть работы выполненные тушью, углем либо акварелью на картоне, обоях, на листах из школьных тетрадей и блокнотах. Это наброски, сделанные художниками с натуры в окопе, блиндаже, на батарее или в медсанбате.  
     Сегодня эти фронтовые зарисовки воспринимаются как бесценные художественные документы того времени, как уникальные произведения репортажной графики военной поры.
     Бесспорно, в условиях боевых действий  на фронтах или в среде партизанских формирований очень трудно было сберечь эту художественную летопись Великой Отечественной, тем ценнее сегодня то, что дошло до нас.

Ведущий научный сотрудник                    Н.И.Филиппович