Menu

A+ A A-

«В небесах мы летали одних» (К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Марселя Лефевра)

  • Просмотров: 191

17 марта 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения Марселя Лефевра, командира эскадрильи прославленного авиаполка «Нормандия-Неман». Французский авиаполк был создан по инициативе Национального комитета «Свободная Франция» по соглашению с Советским правительством для участия в боевых действиях против фашистской Германии. Французские летчики успешно взаимодействовали с советскими в ходе Орловской, Смоленской, Белорусской операций, при освобождении Литвы и Восточной Пруссии. Во время Белорусской наступательной стратегической операции “Багратион” авиаполк “Нормандия” принимал самое активное участие в разгроме немецкой группы армий “Центр”, отличившись в боях за освобождение Витебска, Орши, Борисова, Минска, а также Вильнюса, Каунаса. За боевые заслуги, проявленные при форсировании реки Неман и прорыв мощной обороны противника, полку было присвоено почетное наименование Неманский. Четверо летчиков этого полка: Марсель Альбер, Роллан де ля Пуап, Марсель Лефевр (посмертно) и Жак Андре были удостоены звания Героя Советского Союза.

Марсель Лефевр родился в городе Лез Андели в Нормандии в многодетной рабочей семье. В возрасте 18 лет вступил в ВВС. В 1937 году закончил летную школу на юге Франции (в Истре), с 1939 года служил инструктором в Салон-де-Прованс, затем – в составе подразделения GC II/3 «Dauphine». К моменту подписания соглашения о перемирии между правительствами Германии и Франции 22 июня 1940 г. находился в Северной Африке. Предпочел покинуть военную службу, чем воевать против англичан в Сирии. Демобилизовавшись, нелегально покинул Францию и прибыл в Алжир. Не выдержав бездействия на авиационной базе, находившейся в подчи­нении командования вишистского правительства, трое друзей – Марсель Лефевр, Марсель Альбер и Альбер Дюран в октябре 1941 г. на самолетах «Девуатин-520» перелетели на английскую базу в Гибралтаре. В декабре 1941 г. прибыли в Лондон, где добровольно поступили на службу в вооруженные силы «Свободной Франции». Узнав о формировании истребительной авиационной группы для отправки на со­ветско-германский фронт, все трое в числе первых записались добровольцами. Именно Лефевр предложил дать эскадрилье имя своей родины – провинции Нормандия, наиболее пострадавшей от фашистской оккупации. Эта троица станет легендой «Нормандии». Их назовут рыцарями неба.

29 ноября 1942 г. Лефевр в числе первых четырнадцати французских летчиков прибыл в Иваново. Он быстро сблизился с советскими лётчиками, неплохо освоил русский язык. Общительный, любознательный, корректный Марсель быстро стал одним из самых авторитетных лётчиков «Нормандии». В боевых действиях начал участвовать весной 1943 года, летая на самолёте Як-1Б. Первую победу одержал 1 мая 1943 года, сбив Hs-129, а на следующий день – Me-109. Зимой 1943/1944 годов эскадрилья была выведена в тыл и переформирована в авиационный полк «Нормандия». Находясь на переформировании, Лефевр осваивал новый самолёт Як-9 и руководил переобучением вновь прибывших из Англии и Северной Африки французских лётчиков. Его виртуозность и находчивость в воздухе рождала легенды. За летное мастерство в мае 1944 года был назначен командиром 3-й эскадрильи «Шербур», которая считалась лучшей в полку. Она, как правило, выполняла самые ответственные задания командования: сопровождала и прикрывала в воздухе советские бомбардировщики и штурмовики, блокировала вражеские объекты.

Асы авиаполка «Нормандия». Слева направо: М. Альбер, Р. де ля Пуап, Д.Бегин, М.Лефевр, Ж.Риссо. Слобода, октябрь 1943 г.

За то сравнительно недолгое время, в которое Марсель Лефевр воевал на советско-германском фронте, он произвел 105 успешных боевых вылетов, участвовал в 30 воздушных боях, в которых лично сбил 11 самолётов противника (по некоторым источникам — 8 лично и 3 в группе) и 2 подбил. 28 мая 1944 г. во время полета из-за возникшей неисправности в системе подачи горючего бензиновые пары стали заполнять кабину его самолета. Лефевр не захотел покинуть самолет, выпрыгнув с парашютом. Он слишком ценил свой «Як», любовно называя его «Папаша Маглуар», по имени героя нормандского фольклора, который не сдается ни при каких обстоятельствах. При заходе на посадку в десяти метрах от земли самолет загорелся, но Лефевр сумел приземлиться. С сильными ожогами лица, рук и ног, с травмами он сразу же был отправлен в Московский 7-й Центральный военный клинический авиационный госпиталь. Несмотря на все принятые советскими врачами меры, спасти жизнь отважного летчика не удалось. Умер Марсель Лефевр 5 июня 1944 г. накануне высадки союзных войск на его родине в Нормандии. С воинскими почестями был похоронен в Москве на Введенском кладбище рядом с братской могилой наполеоновских солдат. Указом Президиума Верховного Совета CCCР за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 4 июня 1945 года старшему лейтенанту Марселю Лефевру было присвоено высокое звание Героя Советского Союза посмертно.

В 1953 г. останки Марселя Лефевра были перевезены во Францию и перезахоронены на кладбище в Гранд-Андели рядом с захоронением его родителей. Память об отважном рыцаре неба бережно хранят на родине героя и там, где он воевал. Марсель Лефевр навечно зачислен в списки 1-й авиационной эскадрильи 18-го гвардейского истребительного Витебского, дважды Краснознаменного полка истребительной авиационной Смоленской, Краснознаменной ордена Суворова дивизии. На родине в Анделисе именем Марселя Лефевра названы улица и школа, мемориальные доски установлены на доме, где он родился, и на аэродроме Бержерак. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в зале, рассказывающем об освобождении Беларуси, есть раздел, посвященный авиаполку «Нормандия-Неман» и его славным летчикам.