Menu

A+ A A-

ЕЛЕНА МИРОНОВНА ЧУХНЮК

  • Просмотров: 480

К 100-летию со дня рождения

     «Война – дело мужское». Это утверждение всегда принималось за аксиому, и, разумеется не случайно: на всем протяжении человеческой истории война действительно была прерогативой мужчин.
Любовь к Родине определяла и вдохновляла женщин на героические подвиги, на самопожертвования в битвах с врагом.
     Но есть еще один подвиг – это подвиг трудовой…Какой цифрой выразить, какой мерой измерить то, что сделали в годы войны женщины, работавшие в тылу?! Навсегда вошли в историю трудовые подвиги женщин и девушек, вынесших на своих плечах основную тяжесть труда на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, на транспорте и на железной дороге.

     В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранятся фотографии и материалы Героя Социалистического Труда, паровозного машиниста прифронтовой Белорусской железной дороги Елены Мироновны Чухнюк.
     Родилась Елена Мироновна 12 марта 1917 года в селе Дьяковка Винницкого уезда Подольской губернии в крестьянской семье.
     В 1938 году Елена Мироновна поступила на курсы помощников машиниста паровоза при Гомельском локомотивном депо Белорусской железной дороги, по окончании которых работала в депо Гомель помощником машиниста паровоза, затем – машинистом паровоза. Водила большегрузные поезда на Оршу, Могилев, Чернигов. В 1941 году Елене Мироновне присвоено звание «Почетный железнодорожник».
     В период Великой Отечественной войны Елена Мироновна не раз показывала образцы самоотверженного труда. Впервые встретилась с врагом в июньское утро 1941 года. Из воспоминаний Елены Мироновны: «Для всех это был воскресный выход, а для нашей паровозной бригады – обычный рабочий день. Ранним утром мы приняли в Гомеле поезд и повели его в Чернигов… На всей станции не было ни души… Я пошла к дежурному… – Что случилось? – шепотом спросила я. – Война…
     Первая бомбежка застала паровозную бригаду Елены Мироновны Чухнюк на контрольном посту. Самолет с отчетливо выделявшимся черным крестом медленно разворачивался в сторону станции. Елена Мироновна схватилась за реверс, паровоз рванулся и стал быстро набирать скорость. Началась бомбежка. Самолеты противника не намеревались отпускать состав. Завязался непростой поединок. Чтобы сбить расчеты вражеских летчиков, Елена Мироновна сначала набирала скорость, а потом резко тормозила. Сброшенные бомбы взрывались то позади, то впереди, не причиняя ему никакого вреда. Растратив весь свой боеприпас самолеты улетели, а Елена Мироновна привела поезд целым обратно на станцию, хотя многие вагоны местами были пробиты пулями и осколками, груз остался цел. С такого эпизода начался боевой путь Елены Мироновны Чухнюк в дни Великой Отечественной войны.
Елена Мироновна вспоминает: «…Дни летели в обычной работе, только ее было несравненно больше, а времени на отдых – в обрез. Мы водили составы от Гомеля до Жлобина, Чернигова, Калинковичей и Унечи. Все эти участки уже находились в сфере действия фашистской авиации, и почти не было рейса, чтобы поезд не бомбили или не обстреливали…»
     Осенью 1941 года женской бригаде, в которой находилась Елена Мироновна, было поручено доставить в Среднюю Азию сплотку из шести паровозов. Из ее воспоминаний: «Рейс этот был нелегким… Вернулись мы в декабре, когда Красная Армия перешла в наступление под Москвой»
     Совершенно новый этап в работе всего прифронтового железнодорожного транспорта начался после организации паровозных колонн особого резерва НКПС. Вот как пишет Елена: «…В нашей четвертой колонне было тридцать локомотивов… Когда формировали колонны, кое-кто сомневался, брать ли в них женщин…»
    Паровозную колонну № 4 особого резерва НКПС перебросили к Сталинграду, куда должны были подвозится боеприпасы, техника и воинские части. Вот как об этом вспоминает Елена Мироновна: «…Как откуда-то донеслось тревожно: “Воздух!” … Звук с каждым мгновением слышался все явственнее. Я уже знала по опыту, что будет через несколько минут. Сейчас появятся черные, горбатые самолеты и станут бомбить эту затерявшуюся в степи станцию, не прикрытую ни зенитками, ни авиацией…Мой взгляд упал на состав. Кто-кто, а я хорошо знала, что в нём 38 вагонов с авиационными бомбами, и, если хоть в один из них попадет враг – не останется на этой станции ни путей, ни теплушек с ранеными бойцами…»
     Елена Мироновна рванулась к составу. Гитлеровские летчики замети этот маневр – и 4 самолета ринулись в атаку. Уйти от них было, конечно, невозможно, но надежда перехитрить теплилась. В подходящий момент Елена Мироновна резко повернула ручку крана машиниста, дав экстренное торможение. Группа вагонов, бежавшая перед локомотивом, ушла вперед на безопасное расстояние.
     Елена Чухнюк писала: «…Несчетное количество раз бомбили наш локомотив тем летом и осенью на станциях и перегонах, но нам повезло…»
     В 1942 году, ведя состав с военной техникой на Сталинградский фронт, на станции Петров Вал при налёте вражеских бомбардировщиков Елена Мироновна была ранена в ногу: «…После очередного сильного взрыва меня отбросило в сторону и стукнуло обо что-то твердое. Только тогда я заметила, что в окопе возле меня лежит неразорвавшаяся бомба… Так и досидела до конца бомбежки рядом с этим чудовищем…»
     Осенью 1942 года колонна была отправлена в глубокий тыл, где было приказано готовиться к зиме, которую предстояло провести за полярным кругом. Приказ был по-военному точен: обеспечить вывоз угля. «Тут не было ни налетов, ни бомбежек. Но стоило чуть-чуть затянуться в стоянке, и мороз прихватывал смазку, колеса пристывали к рельсам – поезд становился непослушным…», – вспоминает она. И в эти морозы машинистам приходилось десятки часов не отходить от реверса, высунувшись из будки, смотреть вперед, обжигая лицо ледяным ветром. Слезились глаза, лицо деревенело от сильного мороза.
     Это был новый фронт, работа здесь предстояла нелегкая. Путь от Ижмы до Княж-Погоста далекий, но Елена Мироновна смогла привести состав вместо суток за 13 часов.
     Летом 1943 года 4 –я колонна особого резерва была переброшена снова на фронт. В этот раз под Курск. На одном из участков в глубокоэшелонированную линию вклинились фашистские механизированные части. Остановить их продвижение могли только наши тяжелые танки.
Книга "На рельсах огненной дуги" ( сост. Н.В.Рыльцов),
подаренная музею Е.М. Чухнюк в 1988 г.
Дарственная надпись Е.М. Чухнюк
в книге "На рельсах огненной дуги"
 
     Из воспоминаний Елены Мироновны: «…в эту поездку нас бомбили 7 раз. Уже очень не хотелось фашистам пропустить к фронту танки. Но теперь эшелон защищали зенитные установки и враг, опасаясь их, бомбил уже не так уверенно, как год назад. По приказу командира я остановилась недалеко от небольшой станции… Танки прямо с платформ съехали в поле, загудели моторами и ринулись в бой»
     С продвижением Красной Армии на Запад по только что восстановленным военными железнодорожниками колеям почти вплотную к линии фронта двигались составы вагонов.

 Поздравление Е.М.Чухнюк со званием ГСТ от П.К.Пономаренко.
Советская Беларусь №109(7550) от 11 ноября 1943 г
 
   5 ноября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Елена Мироновна была удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени». Вот как об этом она написала: «…В тот день у нас все не ладилось: на станции держали долго, уголь горел плохо, а надоедливый дождь заливал каждую щель. Позвали к телефону: «Эй, тебя из штаба колонны начальник требует!». Шла и гадала, зачем это я вдруг понадобилась Ломовцеву, вспомнила все свои «грехи». Взяла телефонную трубку и услышала: «Здравствуйте, Елена Мироновна!». Ну, думаю, плохо мое дело, раз по имени-отчеству назвал. Крепкий разнос будет. И вдруг говорит: «Мы только что слышали по радио Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вам звания Героя Социалистического труда. Сердечно поздравляем и желаем новых успехов!»


 
Статья в газете "Советская Белоруссия" №15 (8071) от 20 января 1946  
      Зимой 1943–1944 годов на Северо-Печорской железной дороге Елена Мироновна водила поезда с углём; в условиях сильных морозов организовала скоростное движение угольных маршрутов, сократив время доставки груза в три раза. Затем обеспечивала Курское направление, участки Юго-Западной и Львовской железных дорог.
     Елена Мироновна водила поезда с боеприпасами, вооружением, подвозила бойцов и офицеров к самой передовой. Во время освобождения Беларуси доставляла всё необходимое к Гомелю и Жлобину.
     После войны окончила Московский электромеханический институт инженеров транспорта, работала в Министерстве путей сообщения СССР. Елена Мироновна избиралась депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва в 1946–1950 годов. Являлась членом Совета Союза от Гомельской области.
     Ушла из жизни 10 мая 2014 года. 12 марта 2017 года исполнится 100 лет со дня рождения Елены Мироновны Чухнюк – человека, чей труд сродни подвигу.
    

Е. Котловская,
мл. научный сотрудник отдела научно-просветительской работы