+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

Министр культуры Беларуси Борис Светлов: Культура - это наша безопасность

 

 

Министр культуры Беларуси Борис Светлов. Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

2016 год объявлен в нашей стране Годом культуры. Что скрывается за этим понятием? Станет ли у нас больше культуры? На какие выставки-концерты-спектакли стоит сходить в этом году?
- Борис Владимирович, а для чего вообще нужен Год культуры?
- Для того чтобы взглянуть по-новому на привычные вещи. Каждый год мы расставляем акценты. В прошлом году смотрели на все происходящее через призму молодежной политики. А в этом решили посмотреть на культуру. Смотрим и радуемся. Многие вещи, на которых уже и глаз замылился, предстали в новом свете. Видим, что круг потребителей культурных ценностей расширился, и они начинают восхищаться теми вещами, которые для нас, профессионально вовлеченных в эту сферу, стали обыденными, простыми.
- А мы подумали, что вы поймали тренд повышенного и массового интереса к высокой культуре.
- Что значит «поймали тренд»? Мы все время окружены культурой, просто не всегда называем ее культурой. А так называемое элитарное искусство рано или поздно переходит в разряд массовой культуры.
- Но еще лет десять назад сложно было представить, чтобы на концерт классической музыки у минской Ратуши собрались сотни горожан, чтобы молодые звезды классической музыки ездили с гастролями по небольшим городкам, и везде у них был аншлаг.
- Я бы и тут с вами поспорил. Лозунг «Культура в массы!» родился не сегодня. Другой вопрос, каким способом он реализовывался. Одно дело, когда в обеденный перерыв на завод приезжал квартет музыкантов, и рабочих обязывали их слушать. Другое дело, когда сегодня мы предоставляем возможность музыкантам, артистам выступать, а публике, которую никто никуда не загоняет, слушать и слышать. Так проявляется демократия в культуре.
«Не ждем стопроцентой помощи от государства»
- Трудно ли проводить Год культуры в год экономического кризиса?
- Как в бою никогда не хватает патронов, так и в мирное время никогда не хватает финансов. Конечно, приходится изобретать, чтобы решать задачи, которые мы себе поставили в этот год. Выручает то, что у нас сегодня культура - та сфера, которая не только ждет стопроцентной помощи от государства, но и стремится сама зарабатывать. Среди всех расходов на культуру в 2015 году 20% занимали средства, которые сами заработали учреждения культуры. И эта цифра растет каждый год. Мы приняли новую программу «Культура». Ее стоимость на пять лет - 30 триллионов рублей. 5 триллионов финансирует республиканский бюджет, 20 - местные бюджеты, и 5 триллионов должны заработать сами.
- Какая часть государственного пирога идет на культуру?
- В этом году на культуру отпущено больше 4 триллионов рублей - 0,42% от ВВП. В прошлом году было 0,4%. Рост есть по всем показателям.
- Можно это сравнить, к примеру, с советскими временами?
- Могу привести данные по кино, которым я больше занимался. Средний игровой белорусский фильм в пересчете стоил около 400 тысяч долларов. В принципе, та же стоимость закладывается и сегодня. Другой вопрос, что на какие-то сферы больше выделяется средств, на какие-то - чуть меньше.
- А какая сфера из всей культуры нуждается в наибольшей поддержке?
- Смотря что понимать под поддержкой. Понятно, что деньги нужны везде. Сегодня ни одна сфера культуры не обижена. Но мне кажется, что в государственной поддержке сегодня нуждается, как это ни парадоксально, самая, на первый взгляд, малозатратная сфера духовной культуры - писательское дело. Казалось бы, ручка, ноутбук… Больше затрат никаких. Но поддержка культуры - это не просто дать бумагу и карандаш. Это нечто большее. Это система поощрений, наград, возможность общаться, чтобы рождалась живая мысль. Я убежден в том, что, несмотря на то, что мы живем в век видеокультуры, информационной культуры, все начинается со слова. Слово является тем стержнем, на которое нанизывается любая форма. Беда многих современных произведений в том, что форма есть, а мысли особенной они не несут.
«Задача на ближайшую пятилетку - туристическое кольцо из малых городов»
- Реставрация - самая финансово затратная сфера культуры. Но на самом деле ведь хочется восстановить так много!
- Вы совершенно правы. У нас очень много объектов, жемчужин архитектуры, которые хочется ввести в туристический оборот. И мы видим, какой к ним огромный интерес. Но, на мой взгляд, отстает сфера туризма. Нам нужна жесткая привязка Министерства культуры и Министерства спорта и туризма. И местные власти должны тут работать очень активно. Тот же Несвиж… Прекрасная экспозиция, руководство музея понимает, как все должно и может существовать. Но без поддержки местных властей, без туристической инфраструктуры работать они не смогут.
- Что бы хотелось восстановить в первую очередь, как Несвиж?
- Я бы в каждой области восстановил не просто отдельные объекты, а целые города - Новогрудок, Полоцк, Туров. Сделать кольцо из малых городов - задача на ближайшую пятилетку.
И обязательно посмотрел бы на Витебск - город, который притягивает туристов и «Славянским базаром», и именем Шагала. Там огромные возможности. Уже проводится реставрация первого в Беларуси художественного училища, с которым связаны имена художников - основоположников мирового авангарда. Это та жемчужина, которая может стать туристической меккой.
- Список памятников историко-культурного наследия всегда вызывает интерес и споры.
- Сегодня в этом списке 5 тысяч 550 памятников. Подавляющее большинство - материальное наследие различных категорий: нулевая (мировой уровень), первая, вторая и третья. В соответствии с готовящимся Кодексом о культуре третья категория будет отдана на откуп местным властям.
- Не боитесь, что мы можем потерять эти памятники?
- Есть такая боязнь. Но, с другой стороны, все зависит от людей и от уровня их культуры. Если кто-то захочет запахать усадьбу и на этом месте заняться сельским хозяйством, вряд ли его остановишь. Но если руководитель понимает, что даже эти развалины представляют собой историческую и культурную ценность, он приложит все усилия, чтобы их сохранить. Ведь они могут приносить экономическую выгоду региону, проложат к нему туристическую тропу.
- Поэтому в плане Года культуры есть целые пункты, посвященные культуре экономической, культуре политической?
- В чем специфика Года культуры? Это как в том анекдоте: меня не интересует министр культуры, меня интересует культура министра. Поэтому сегодня интересует не только экономика культуры, но и культура экономики, не производство культурных ценностей, но и культура производства. Акценты чуть-чуть переставлены, и культура понимается как достижение высшего уровня качества в любой сфере деятельности.
«Хожу на выставки дважды. Первый раз - как министр, второй - как зритель»
- Подробная программа Года культуры занимает несколько листов. Помогите нашим читателям сориентировать в ней. Чтобы вы посоветовали посмотреть-послушать в первую очередь?
- У меня калибр рассмотрения - республиканские акции. Июнь - фестиваль национальных культур в Гродно, начало июля - «Александрия», середина июля - «Славянский базар», ноябрь - «Лістапад». В ближайшее время появится конкретика по выставке наших православных и католических икон в Ватикане. Благодаря такому событию мы сможем еще раз громко заявить о себе в Европе. Дай Бог, чтобы это все состоялось.
- Вас-то мы вас видим на всех выставках, премьерах, концертах. Это служба или личный интерес?
- В первую очередь, работа. Мне важно видеть, что сегодня происходит в нашей сфере. Своеобразный начальственный контроль. Признаюсь, что в музеи хожу дважды - сначала официально открываю мероприятие, а в выходной стараюсь прийти и наконец спокойно посмотреть экспозицию.
- И на какой спектакль, выставку, концерт вы вернулись бы еще раз?
- Из последнего я бы еще раз сходил на «Макбет» в Большом театре, посмотрел бы еще выставку Льва Бакста и, наверное, сделаю это уже в Вильнюсе (экспозиция из Минска отправилась в литовскую столицу. - Ред.). Еще раз сходил бы на выставку в нашем Историческом музее, посвященную 30-летию Чернобыля.
«Элитарная культура рано или поздно становится массовой»
- Мы сегодня знаем, сколько зрителей пришло на ту или иную выставку, какой театр считается самым посещаемым, сколько билетов продали на тот или иной концерт. Можно ли культуру мерять такими показателями?
- Когда речь идет о больших величинах, о целой отрасли, без статистики не обойтись. Не забывайте о финансах. Это алгебра, которая проверяет гармонию. Ну и количество рано или поздно переходит в качество.
- А качество в количество может перейти?
- Я уже в начале нашей беседы говорил, что элитарная культура всегда становится массовой. Нужно только подождать. Процесс не останавливается. Есть еще очень хороший критерий: когда наступают переломные моменты в истории общества - тогда и проверяется, насколько крепка его культура. Культура - это еще и безопасность: личная, общественная. Сейчас наступают не лучшие экономические времена для всех нас, но мы обезопасили себя. Сколько нам для этого понадобилось сил и времени, статистика не скажет. Иногда бывает достаточно одного концерта, чтобы зарядить массы на свершение великих дел.
В МУЗЕЕ ДЕЛЕГАЦИЯ ТУРКМЕНИСТАНА 13 мая 2016
ЦЕНЫ НА ВХОДНЫЕ БИЛЕТЫ НА ВЫСТАВКУ «СЛЕДЫ ВОЙНЫ…» 16 мая 2016