22 июня – день всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны
На рассвете 22 июня 1941 г., вероломно нарушив договор о ненападении, фашистская Германия начала войну против Советского Союза. На территорию Беларуси наступала самая крупная группировка войск – группа армий «Центр», количественный состав которой насчитывал 50 дивизий, укомплектованных по штату военного времени (из них 15 танковых), или около 1 млн солдат и офицеров, 2 тыс. танков и штурмовых пушек, 1,6 тыс. боевых самолетов. С первого дня войны Беларусь стала ареной наиболее тяжелых и ожесточенных боев. С первых шагов по белорусской земле немецкие войска ощутили на себе мощь сопротивления противника.
Героические и трагические события, которые ознаменовал этот день, нашли свое отражение в творчестве многих белорусских художников. Среди них участники Великой Отечественной войны, сражавшиеся в рядах Красной армии и партизанских формированиях – Виктор Александрович Громыко, Евгений Алексеевич Зайцев, Николай Иванович Кондратьев, Сергей Григорьевич Романов, Владимир Федорович Соколов, Михаил Матвеевич Филиппович, Леонид Дмитриевич Щемелев, дети войны – Леонид Федорович Левченко, Владимир Маркович Пасюкевич, Георгий Георгиевич Поплавский, Петр Владимирович Свентоховский и др.
В виртуальной выставке представлены 12 произведений из собрания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны (БГМИВОВ) и 18 из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь (НХМ РБ), в которых тема начала Великой Отечественной войны нашла многогранное отражение.
Оборона Брестской крепости. 1950
Холст, масло. 212 х 378
БГМИВОВ
Мужество и героизм советских людей в первые часы войны нашли свое отражение в живописном полотне Е.А. Зайцева «Оборона Брестской крепости». Военнослужащие, женщины и дети проявили исключительную волю и отвагу, отражая атаки врага, мужественно переносили все тяготы и лишения.
Стоять насмерть. 1948
Холст, масло. 200,5 х 251,5
НХМ РБ
Ещё одна работа Е.А. Зайцева «Стоять насмерть» из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь посвящается обороне Брестской крепости, только здесь нашли отражение мужество солдат, их жертвенность в защите своего Отечества. Ценой собственной жизни велась оборона границ Советского Союза, и память о подвиге простого солдата стала темой живописных работ многих белорусских художников. Изображается момент готовности солдат взорвать себя вместе с врагом на поле боя.
Защитники Брестской крепости. 1957–1958
Холст, масло. 265,5 х 209
НХМ РБ
Эта же тема оборона Брестской крепости эпически и драматически прозвучала и в монументальном полотне И.О. Ахремчика «Защитники Брестской крепости» из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь. Картина построена как репортаж с места сражений. Зритель является прямым свидетелем того, в каких условиях проходила оборона крепости в начале войны.
Павел Павлович Погодин (1916–1983)
Спасение знамени. 1961
Холст, масло. 130,2 х 110,3
НХМ РБ
Несколько другой ракурс этих событий отражается в живописи Павла Павловича Погодина «Спасение знамени». Солдаты, защищавшие Брестскую крепость, считали своим долгом и сохранение красного знамени полка. Это символ непобедимости и верности Родине.
Умрем, но из крепости не уйдем! 1957
Алюминий. 68 х 40 х 27
НХМ РБ
В скульптурной композиции Ф.Ф. Зильберта отражается момент создания легендарной надписи, оставленной защитниками Брестской крепости в казарме 455-го стрелкового полка у Трёхарочных ворот неизвестным бойцом, который процарапал штыком на стене: «Умрём, но из крепости не уйдём!». Казематы крепости сохранили свидетельства беспримерного мужества и стойкости её защитников.
Расстрел комиссара Фомина. 1961
Холст, масло. 97 х 80
БГМИВОВ
В картине «Расстрел комиссара Е.М. Фомина» художник Л.Ф. Левченко запечатлел последние минуты жизни одного из руководителей обороны Брестской крепости. Полковой комиссар Ефим Моисеевич Фомин был расстрелян у Холмских ворот 30 июня 1941 г. Посмертно был награжден орденом Ленина.
Портрет Пети Клыпа. 1961
Холст, масло. 96 х 75
БГМИВОВ
«Портрет Пети Клыпа» повествует о подвиге юного защитника крепости, воспитанника музыкального взвода 333-го стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии, который ходил в разведку, выполнял поручения командиров, помогал раненым. Художник В.М. Пасюкевич представил его в тот момент, когда мальчик, рискуя жизнью, совершает вылазку к берегу Буга за водой, столь нужной защитникам крепости.
Владимир Фёдорович Соколов (1908–1978)
Бой пограничников 4-й заставы под командованием Ф.П. Кириченко 86-го Августовского пограничного отряда под г. Гродно. 1967
Бумага, автолитография. 40 х 73
БГМИВОВ
Евгений Алексеевич Зайцев (1908–1992)
Минск горит. 1944
Холст, масло. 95 х 140
БГМИВОВ
Вражеская авиация бомбила железнодорожные узлы, аэродромы, а также Брест, Гродно, Волковыск, Барановичи и другие белорусские города. Первую массированную бомбардировку города Минска 24 июня 1941 г. изобразил Е.А. Зайцев в живописном полотне «Минск горит».
Сергей Григорьевич Романов (1914–2001)
Бой у Острошицкого Городка. 1955
Бумага, акварель. 40 х 60
БГМИВОВ
Подвиг бойцов 100-й ордена Ленина стрелковой дивизии, которая защищала Минск на ближних подступах, отразил в акварели «Бой у Острошицкого Городка» партизанский художник С.Г. Романов. В ходе этих боев 26–28 июня воинами дивизии были подбиты 100 вражеских танков.
Портрет Героя Советского Союза капитана Николая Гастелло. 1943
Бронза, гранит. 156 х 112 х 57
НХМ РБ
Скульптурный портрет А.О. Бембеля «Николай Гастелло» относится к галерее образов Героев Советского Союза, созданных белорусскими скульпторами за годы войны. Подвиг, который совершил Николай Францевич Гастелло 26 июня 1941 года, был известен во всем Советском Союзе. Летчик-капитан совершил огненный таран, направил горящий подбитый самолет на механизированную колонну врага на дороге Молодечно – Радошковичи. Скульптурный портрет экспрессивно показывает момент принятия мужественного решения летчика.
Петр Владимирович Свентоховский (1939–2006)
Нашествие. 1984
Холст, масло. 150 х 175
БГМИВОВ
Рубен Иббарури под Борисовом. 1941 год. 1965
Холст, масло. 126 х 210
БГМИВОВ
В основу сюжета живописного полотна «Рубен Иббарури под Борисовом» художник Ф.М. Барановский положил подвиг, совершенный бойцами пулеметного взвода 175-го стрелкового полка под командованием испанца лейтенанта Ибаррури. 1 июля 1941 г. он получил приказ оборонять мост через реку Березину. Наступала немецкая пехота с танками. Шесть часов шел тяжелый, неравный бой. Когда был разбит последний пулемет, Рубен с оставшимися бойцами бросился в рукопашную схватку. Это было последнее, что он мог сделать в то время. В бою отважный командир получил тяжелое ранение. Экипаж нашего танка подобрал его и вывез в безопасное место. За подвиг, совершенный на Березине, в сентябре 1941 года Михаил Иванович Калинин вручил лейтенанту Ибаррури орден Красного Знамени.
Николай Иванович Кондратьев (1925–2001)
Буйничское поле. 1991
Бронза. 40 х 65 х 62
БГМИВОВ
Героическая оборона Могилева продолжалась 23 дня. Скульптурная композиция Н.И. Кондратьева «Буйничское поле» посвящена боям за этот город. 12 июля 1941 г. возле д. Буйничи состоялся 14-часовой бой, в котором воины 388-го стрелкового полка под командованием полковника С.Ф. Кутепова отбили несколько атак и уничтожили 39 танков противника.
Сергей Григорьевич Романов (1914–2001)
Ополченцы-гомельчане в обороне родного города. 1955
Картон, акварель. 40 х 60
БГМИВОВ
В рисунке «Ополченцы-гомельчане в обороне родного города» художник Романов показал активное участие в оборонительных боях гражданского населения, которое оказывало помощь частям Красной армии.
Заседание Бюро ЦК КП(б)Б после трансляции речи И.В.Сталина 3.07.1941 в Лиозно. 1943–1944
Холст, масло. 250,5 х 350,5
НХМ РБ
В картине И.О. Ахремчика «Заседание Бюро Центрального комитета Коммунистической партии большевиков Белоруссии после трансляции речи И.В. Сталина 3 июля 1941 г. в Лиозно» отражаются события, происходившие в начале войны. На этом заседании обсуждались стратегические мероприятия по борьбе белорусского народа против немецко-фашистских захватчиков.
Год 1941. 2003
Бронза. 60 х 60 х 72
БГМИВОВ
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Сергей Григорьевич Романов (1914–2001) |
Цикл «Полковые зарисовки» Романова был создан в самом начале войны, как только художник оказался на фронте. Рисунки выполнены с натуры. Это бойцы разных отделений. Иногда рисунок просто назывался «В караульном помещении» или «Шофер», что свидетельствует о типажности, обобщении образа, стремлении художника передать ту суровую атмосферу, в которой он оказался, тех мужественных людей, которые были с ним рядом.
Под Москвой. Сбитые вражеские самолеты. 1941
Бумага, акварель, гуашь. 60 х 43,5
НХМ РБ
М.М. Филиппович бежал из Минска на третий день войны. Оказавшись в Москве, выполнил для московских издательств серию работ, посвященных разгрому вражеской артиллерии. Произведения на тему «Разгром танковой немецкой колонны нашей авиацией» репродуцировались в московских газетах. Впоследствии художник вступил в ряды Красной армии.
Виталий Константинович Цвирко (1913–1993)
Непокоренные. 1947
Холст, масло. 200 х 253
НХМ РБ
Произведение В.К. Цвирко «Непокоренные» 1947 г. посвящается героям войны, которые ценой своей жизни защищали Родину и чей патриотический дух не был сломлен захватчиками.
Матвей Захарович Беленицкий (1909–1990)
Угон скота. Фашистская грабь-армия на Белоруссии. 1942
Холст, масло. 129 х 214
НХМ РБ
В картине Матвея Захаровича Беленицкого «Угон скота. Фашистская грабь-армия на Белоруссии» показаны страшные испытания, выпавшие на долю простых людей, которые оказались на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны.
Леонид Дмитриевич Щемелёв (1923–2021)
Гроза. 22 июня 1941 года. 1978
Холст, масло. 199,5 х 199,5
НХМ РБ
Георгий Георгиевич Поплавский (1931–2017)
Июнь 1941 года. 1968
Из цикла «Память»
Бумага, автолитография. 59 х 58,6
БГМИВОВ
Виктор Александрович Громыко (1923–2019)
Над Припятью. 1941-й год. 1970
Холст, масло, темпера. 180 х 225,5
НХМ РБ
В.А. Громыко тоже участник военных событий. Люди, которые прошли через войну и выбрали для себя профессию художника, находили аллегорические и метафорические образы в трактовке военной темы. На картине «Над Припятью. 1941-й год» изображается только три персонажа: погибший солдат – образ начала войны и гибели множества солдат на фронтах Беларуси; женский образ – тема оплакивания вдов и матерей, потерявших своих детей и мужей в годы войны, и юная девушка – крик отчаяния и ужаса о начале войны, который разносится над Припятью. Аллегорически выглядит и пейзаж: красные воды Припяти как реки крови, которой была залита Беларусь.
Натан Моисеевич Воронов (1916–1978)
Памяти однополчан 1941-го. 1973
Холст, масло. 104,5 х 258
НХМ РБ
Н.М. Воронов посвящает свою работу «Памяти однополчан 1941-го года» людям, с которыми он сражался на поле боя, людям, не вернувшимся с боевых заданий. Художник изображает суровую зимнюю ночь, когда солдатам, по колено в снегу, в невыносимых условиях необходимо выполнить боевую операцию