mail@warmuseum.by

+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00,
ВЫХОДНОЙ - ПОНЕДЕЛЬНИК

Партизанские крылья. Ко Дню работников гражданской авиации

Каждое первое воскресенье ноября в Беларуси отмечается День работников гражданской авиации.

В годы Великой Отечественной войны летчики внесли большой вклад в Победу над немецко-фашистскими захватчиками. Уже в 1941 г. советская авиация применялась, хотя и эпизодически, в том числе для оказания помощи партизанам Беларуси. С наступлением весны 1942 г. положение стало меняться. Для обслуживания партизан Беларуси начинают привлекать и транспортную авиацию. Обеспечивал финансирование и материально-техническое снабжение партизанских формирований Центральный штаб партизанского движения.

В связи со стремительным развитием партизанского движения на оккупированной территории Беларуси росло количество авиапосадочных площадок и мест выброски. В зонах, где находились крупные соединения, в 1942 г. добровольные участники вооруженной борьбы на захваченной противником территории по своей инициативе и заданию ЦК КП(б)Б и ЦШПД начали оборудовать площадки, пригодные для приема самолетов. Постепенно в тылу врага развернулось строительство аэродромов. Полеты через линию фронта производились главным образом ночью. Они требовали от летчиков не только исключительного мужества, но и высокого мастерства. Противник очень часто обстреливал самолеты из зенитной артиллерии. А транспортные машины тогда были тихоходны и почти не вооружены. Техническими средствами доставки в основном были легкие и средние аппараты: У-2, Як-6, Р-5, Ил-4, Ли-2 и некоторые другие. Эти самолеты отличались экономичностью, высокой надежностью и простотой эксплуатации. Воздушные пути и средства оказания помощи партизанскому движению с каждым месяцем и годом войны продолжали расширяться и совершенствоваться, что имело громадное значение для развертывания всенародной борьбы советских людей в тылу врага.В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны экспонируются материалы отважного летчика старшего лейтенанта Василия Ивановича Бугримовича. Он был одним из тех, кто оказывал воздушную помощь партизанам Беларуси.

Рисунок1.jpg

 В.И. Бугримович

Бугримович Василий Иванович родился в д. Демехи Речицкого р-на Гомельской обл. 22 декабря 1912 г. в семье крестьянина – рабочего плотника Белорусской железной дороги Гомель–Брест. В 1937 г. окончил Тамбовское летное училище и получил назначение в г. Минск. До 22 июня 1941 г. работал летчиком по перевозке почты и груза по БССР, а также – в санитарном звене по срочным вылетам к больным. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. застала молодого летчика Василия Ивановича Бугримовича в Дубровенском районе Витебской области. Летал он в то время на самолете У-2. 22 июня 1941 г. был прикомандирован к штабу ВВС Западного фронта для выполнения оперативных заданий. Из наградного листа летчика: «30 июня 1941 г. по личному заданию Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова производил разведку в глубоком тылу противника. Летая на вооруженном самолете У-2, В.И. Бугримович блестяще с этим ответственным заданием справился». За это он 3 сентября 1941 г. был награжден орденом Красного Знамени. Во время штурмовки немецкой танковой колонны в районе г. Орши был сбит и пленен. «Условия для заключенных были невыносимые. Спали на корточках, прижавшись друг к другу, так как уже начинались осенние холода. После каждой ночи 15–20 человек было умерших...» – вспоминал Василий Бугримович. 25 сентября 1941 г. Василия Ивановича Бугримовича и других военнопленных погрузили в полувагоны по 70 человек для отправки в Освенцим. Однако по дороге в лагерь смерти, в 18 км от Борисова, летчику удалось сбежать с поезда. После чего он дошел до своей родины, д. Демехи Речицкого района, где после выздоровления организовал группу из 6 человек, с которыми вступил в партизанское соединение С.А. Ковпака, находившееся в те дни на территории Беларуси. Вместе с партизанами старший лейтенант В.И. Бугримович принимал участие в боях с карателями, проводил диверсии на коммуникациях противника. Вскоре партизанам пригодился его опыт летчика. В декабре 1942 г. заместитель командира по разведке партизанского соединения С.А. Ковпака полковник П.П. Вершигора получил задание: создать аэродром. Разведчик привлек к работе опытного и единственного в соединении летчика. Командира соединения и его заместителя по разведке интересовало, что думает летчик насчет аэродрома. В партизанском соединении С.А. Ковпака находилось до 300 раненых. Их необходимо было доставить на Большую землю. В штаб соединения из Москвы сообщили, что самолеты с боеприпасами и медикаментами вылетят к партизанам лишь в том случае, если будут подготовлены посадочные площадки. Постоянного аэродрома у командира соединения С.А. Ковпака не было. Соединение все время находилось в движении. Василий Бугримович предложил использовать для посадки самолетов о. Червоное в Полесской области. Проверили сможет ли выдержать лед. Из воспоминаний летчика В.И. Бугримовича: «Я поехал с 5 разведчиками на озеро. Мы пробили несколько ям во льду. Лед был 47 сантиметров». Площадка для приема самолетов была сделана длиной 1000 м и шириной 200 м. А также нарастили для страховки взлетную полосу. Почти месяц бойцы с помощью местного населения, очистив от снега полосу озера, поливали ее водой из ведер. Вокруг площадки были прорублены 12 ям. Аэродром сделали на льду о. Червоное Полесской обл. Ориентиром для посадки самолетов было огромное дерево на берегу. Василий Иванович Бугримович был назначен начальником партизанского аэродрома. Так описывает эти события летчик в своих воспоминаниях: «Когда мы построили аэродром, мы связались с Москвой и сообщили, что построен аэродром на льду. Мы долго ждали посадки самолетов, но никто садиться не решался. Так мы ждали 13 суток. По краям аэродрома мы сделали передвижные костры, чтобы самолеты могли ориентироваться. И каждую ночь мы ждали посадки самолетов. Но самолеты не садились». Вскоре командир соединения С.А. Ковпак написал еще одну телеграмму в Москву, в которой говорилось, что «аэродром из льда перенесен на берег 5 километров западнее». И уже на следующую ночь, первый раз за 13 суток, на аэродром прилетели 2 самолета Ли-2. Самолеты доставляли с Большой земли боеприпасы, медикаменты, обмундирование, продукты, газеты и журналы. Обратными рейсами забирали по 15 человек раненых. Больше не брали, опасаясь, что не выдержит лед. Вскоре погодные условия ухудшились. Три дня и три ночи бушевала вьюга, сбивала с ног, не давала работать. На базе все это время ожидали самолет из Москвы. В.И. Бугримович послал бойцов в землянку погреться, а сам остался дежурить. Когда прилетел долгожданный посланец, Василий не мог ступить ни шагу – отморозил ноги. Последним рейсом на Большую землю на лечение пришлось лететь и самому коменданту аэродрома В.И. Бугримовичу. После обнаружения аэродрома противником немцы в буквальном смысле разбомбили лед. Так партизанский аэродром прекратил свое существование.           Аэродром на льду озера Червоное действовал с 3 января по 3 февраля 1943 г. За это время 30 самолетов принял и отправил Василий Бугримович. Более 300 раненых было эвакуировано на Большую землю, 8 партизанских соединений получили боеприпасы на этом аэродроме. Уже в период подготовки партизан Беларуси к боевым действиям зимой 1942–1943 гг. из советского тыла им была оказана большая помощь. Благодаря этому народные мстители, в отличие от зимы 1941 г., действовали успешнее на коммуникациях немецких захватчиков, наносили врагу большие потери в людях и технике, оказывали огромное содействие Красной Армии.

Вернувшись в строй, старший лейтенант В.И. Бугримович снова стал летать. В конце войны его, еле живого, снова привезли в Москву и чудом спасли от смерти. Врачи и слышать не хотели о допуске его к полетам. Он обращался во все инстанции. В итоге Центральная экспертная комиссия допустила В.И. Бугримовича к полетам, при условии наличия второго пилота. Летать он мог не более двух часов в день.

Большой и трудный путь прошел Василий Иванович в годы войны. Пять тяжелых ранений и одна контузия. Дважды поврежденный позвоночник, травма черепа, обмороженные ноги, лицо в шрамах. Он дважды горел в самолете и трижды начинал войну сначала. В хранящейся в фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны автобиографии В.И. Бугримовича, есть следующие слова: «Несмотря на все мои тяжелые ранения, я все-таки летал. Ибо я любил свое летное дело». За время Великой Отечественной войны сделал 52 боевых вылета. За большую работу в деле организации летной работы в отряде по подготовке и вводу в строй молодых пилотов, за отличное выполнение заданий командования был удостоен правительственной награды – ордена Красной Звезды.

 

Рисунок3.jpg

Награды В.И. Бугримовича

После победных салютов Василий Иванович Бугримович еще долгие годы не расставался с небом – работал летчиком-инструктором в Белорусском управлении гражданской авиации. Он подготовил десятки летчиков, совершающих полеты на многих авиалиниях СССР. Находясь на пенсии, встречался с молодежью, рассказывал о тех незабываемых днях. Не зная страха, полный непоколебимой уверенности в победе, с железной волей летчик Василий Иванович всегда был готов первым выполнить любой приказ командира. 27 августа 1967 г. газета «Правда» написала о нем: «Не забывает Родина о тех, кто в годы испытаний не жалел самой жизни ради защиты Отечества. Таким мужественным воином был и Василий Бугримович. Летчик гражданской авиации, он с первых дней войны вступил в жестокую схватку с врагом...».

Василий Иванович Бугримович ушел из жизни в 1987 г., но память о нем живет и сейчас в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны и сердцах благодарных потомков.



 

120 лет со дня рождения Героя Советского Союза Якова Григорьевича Кре́йзера (1905–1969) 5 ноября 2025