Железные люди на железной дороге
Каждое первое воскресенье августа в Беларуси отмечается День железнодорожника. В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны бережно хранятся свидетельства множества событий, тесно связанных с подвигами железнодорожников – участников тех далёких и героических военных лет.
С первых дней войны железнодорожные узлы и депо стали стратегически важными объектами. Через железную дорогу осуществлялись эвакуация населения, доставка вооружения и снабжения на фронт. Минск как один из ключевых транспортных узлов оказался в центре этих событий. Работники депо в тяжелых условиях формировали эшелоны с техникой и людьми, спешно эвакуируемыми на Восток. Многие железнодорожники не покидали свои рабочие места сутками, обеспечивая бесперебойную работу, несмотря на бомбардировки и артиллерийские обстрелы противника.
В июле 1941 г. в урочище Дрозды под Минском на территории совхоза имени Н.К. Крупской гитлеровцами были организованы пересыльный лагерь для советских военнопленных дулаг-127 и лагерь для гражданского населения из Минска и окрестностей: евреев и лиц с высшим образованием. Территория была окружена двумя рядами колючей проволоки. На 10 июля 1941 г. там в тесноте под палящим солнцем, без воды и пищи находилось примерно 100 000 советских военнопленных и 40 000 лиц гражданского населения, загнанные в лагерь под предлогом регистрации.
Среди них оказался Фёдор Спиридонович Кузнецов, на начало войны занимавший должность начальника паровозного депо Минск. Ему удалось спастись благодаря чужим документам, переданными ему коллегой Антоном Доминиковичем Цявловским. Уже в июле 1941 г. Ф.С. Кузнецов организовал одну из первых подпольных партийных групп на Минском железнодорожном узле. По его указанию машинист Константин Александрович Павлечко начал вербовку надёжных людей.
Фёдор Спиридонович Кузнецов - подпольщик г. Минска, затем комиссар отряда «Мститель» партизанской бригады «Дяди Васи» Минской области. Из фондов БГИМВОВ
В группу вошли машинисты, слесари, мастера депо и станции, инженеры и представители путевого хозяйства: Афанасий Антонович Долгалёв и его супруга Надежда Гавриловна Парфенкова, Антон Доминикович Цявловский, Александр Емельянович Картавый, Михаил Григорьевич Пунтус, Константин Иванович Глембоцкий и Ольга Васильевна Гук.
Изначально группа под руководством Константина Павлечко занималась экономическим саботажем: выводом из строя паровозов, присланных из Германии, созданием песчаных насыпей на путях. Подпольщики распространяли листовки и сводки Совинформбюро, вели разведку путей движения вражеских эшелонов.
Весной 1942 г., под угрозой разоблачения, Константин Александрович Павлечко ушёл в партизанский отряд «Мститель» бригады «Народные мстители» Минской области, где стал командиром отделения. Он мужественно сражался с противником и погиб в бою 11 мая 1943 г.
Константин Александрович Павлечко - руководитель подпольной группы в паровозном депо г. Минска. Из фондов БГИМВОВ
После ухода руководителя в партизанский отряд подпольную группу возглавил Афанасий Антонович Долгалёв. Подпольщики перешли к активным боевым действиям. Через Ольгу Васильевну Гук и Надежду Гавриловну Парфенкову была установлена связь с партизанским отрядом «Местные», которым командовал Герой Советского Союза Станислав Алексеевич Ваупшасов.
Из партизанской зоны им были переданы две магнитные мины и четыре килограмма тола, что позволило провести две диверсии на железной дороге. В первом случае А.А. Долгалёв и А.Д. Цявловский закрепили снаряд под вагоном с боеприпасами. Это привело к взрыву эшелона около станции Колодищи. Второй взрыв А.А. Долгалёв организовал вместе со своим помощником А. Е. Картавым. Железнодорожники взорвали ремонтный вагон, который предназначался для устранения неполадок на железной дороге.
Такая активная деятельность не осталась незамеченной. В ноябре 1943 г. гитлеровцы вышли на след подпольной группы К.А. Павлечко – А.А. Долгалёва. Многим её участникам удалось уйти в лес вместе с семьями. Там они продолжили борьбу в рядах партизан, а после освобождения Беларуси – и в рядах Красной Армии.
Только спустя сорок лет, 19 января 1983 г. подпольная группа К.А. Павлечко – А.А. Долгалёва в паровозном депо г. Минска была признана комиссией по установлению и признанию участников Минского партийного подполья в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
После окончания войны уцелевшие подпольщики вернулись к мирной жизни, вновь встали у станков, вновь повели свои поезда, но уже по мирным рельсам.
Отдел письменных и изобразительных источников фондов