Прославленный летчик-ас Павел Яковлевич Головачев
В годы Великой Отечественной войны четыре белоруса дважды были удостоены высокого звания Герой Советского Союза. Один из них – уроженец Гомельской области военный летчик Павел Яковлевич Головачев. 15 декабря 2017 г. исполнилось сто лет со дня его рождения.
В экспозиционном зале №8 Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны можно увидеть его награды: два ордена Ленина, шесть орденов Красного Знамени, два ордена Красной Звезды. В фондах музея хранятся воспоминания и автобиография, две летные книжки, фотографии, копии некоторых наградных листов нашего прославленного земляка.
Свой первый орден Красного Знамени Головачев получил в августе 1942 г. К этому времени он произвел 88 боевых вылетов и лично сбил 2 самолета противника. А в характеристике, написанной тогда командиром, были строки: «Смелый, решительный летчик, хорошо владеющий самолетом».
Боевое мастерство он начал оттачивать с лета 1941 г., обеспечивая прикрытие бомбардировщикам, которые наносили удары по железнодорожному узлу в г. Яссы (Румыния). К началу августа 1941 г. 168-й истребительно-авиационный полк (иап), в котором служил Головачев, понес настолько большие потери, что был выведен в тыл на переформирование.
Осенью 1941 г. в составе 69-й иап в течение 73 дней Павел Яковлевич принимал участие в героической обороне Одессы. Других авиачастей в Одесском оборонительном районе не было. Драться приходилось и за себя, и за погибших товарищей. На этом направлении враг многократно превосходил нас и в танках и в самолетах.
Как вспоминал Головачев, под аэродром приспособили городской ипподром. Взлетая, летчики сначала бомбили артиллерийские батареи врага, а затем вступали в воздушные бои с противником. Для усиления огневой мощи истребителей использовались реактивные снаряды РС-82 или РС-132 (такие же, как и на «Катюшах»). Весной 1942 года 69-й иап был удостоен гвардейского звания и переименован в 9-й гвардейский истребительно-авиационный полк.
Начиная с октября 1941 г. и до мая 1942 г. Головачев вместе со своими товарищами осваивал ЛаГГ-3 в Кировобаде. В мае 1942 г. они уже на новых самолетах сражались под Харьковом. Позже защищали Сталинград. Нагрузки были колоссальные. В день приходилось делать до 6-ти боевых вылетов и все это – в условиях господства противника. Сухие строчки воспоминаний позволяют лишь в общих чертах представить и прочувствовать бешеный ритм того времени: «Под Сталинградом первые четыре месяца в воздухе было господство немецкой авиации. Во время боевых вылетов мы в группе не могли набрать больше как 4-6 самолетов. А немецких было по 20, 40, 50 самолетов в группе. В день приходилось делать по 5-6 боевых вылетов. Летчики очень уставали, пропадал аппетит. Было страшно большое напряжение. Но в этой сложной обстановке мы не падали духом…». За период летней компании 1942 г. Павел был трижды ранен, третье – тяжелое в голову.
В апреле 1943 г. Головачева наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, а буквально через три месяца – вторым орденом Красного Знамени за лично сбитые шесть самолетов противника. Из наградного листа на П.Я. Головачева: «… 1) 9.05.1943 г. он вылетел по вызову наземных войск на перехват вражеского самолета-разведчика, который корректировал огонь своей артиллерии. Головачев, зайдя с превышением, с двух последовательных очередей вогнал его в землю; 2) 23.06.1943 г. – вылетел на перехват бомбардировщиков. Встретил группу Ю-88. Зайдя сбоку снизу, открыл огонь из своих пушек и пулеметов и с первой очереди сбил бомбардировщик противника». Тогда же, летом 1943 г., он был в четвертый раз ранен.
Один из тяжелейших боев в военной биографии Головачева произошел осенью 1943 г. под г. Мелитополем. Шесть советских истребителей вступили в неравный бой с двадцатью бомбардировщиками Ю-87 и десятью Ме-109 и вышли из него без потерь, сбив восемь вражеских самолетов. Благодаря этому удалось предотвратить удар по нашей наступавшей конно-механизированной группе. Вскоре Павла Яковлевича наградили орденом Ленина и присвоили звание Герой Советского Союза.
В небе Восточной Пруссии в декабре 1944 г. Головачев совершил воздушный таран на высоте 9000 метров. Очень часто советские летчики шли на этот подвиг в условиях отсутствия боеприпасов. С Головачевым случилась другая история. Из общего боезапаса в 200 снарядов он израсходовал только 60. Но на большой высоте в условиях разреженного воздуха и более низкой температуры затворы пушек покрылись ледяной коркой. Поэтому, когда Павел в очередной раз нажал на гашетки, выстрелов не последовало. В ответственный момент наш летчик решается на воздушный таран.
В своих воспоминаниях Павел Яковлевич описал в подробностях, как это произошло: «Я глянул на прибор скорости, она оказалась 750 км/час, и я быстро иду на сближение. Погода была безоблачной с исключительно хорошей видимостью. Я с трудом держу самолет в струе самолета противника. Подхожу к нему и ударяю снизу по хвосту. Как только я ударил, меня с самолетом перевернуло в сторону обратного вращения винта и выбросило из струи…» За этот подвиг летчика наградили третьим орденом Красного Знамени.
В течение следующего месяца Головачев сбивает еще 6 самолетов противника. Уже 20-го января 1945 г. ушло представление на награждение четвертым орденом Красного Знамени.
Головачеву посчастливилось принять участие в Берлинской операции. В автобиографии, написанной после войны, он отметил: «Это были, пожалуй, самые счастливые, самые радостные минуты моей боевой жизни. Я поднялся в воздух, окрыленный мыслью о близкой и полной победе над врагом».
В июне 1945 г. Павла Яковлевича во второй раз удостоили звания Герой Советского Союза.
За весь период войны командир эскадрильи гвардии капитан Головачев сбил 31 самолет противника, в том числе 30 лично и один в группе.
В 1951 г. Павел Яковлевич окончил военно-воздушную Академию, а в 1959 г. – Академию Генерального Штаба. Несмотря на высокие чины и звания он продолжал летать. За освоение звуковых и сверхзвуковых реактивных истребителей в полярных условиях был награжден пятым по счету орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Свое шестое «Знамя» он получил в 1958 г. к 50-летию Вооруженных Сил. По летной книжке Головачева можно изучать историю советской авиации. В годы войны он летал и сражался на По-2, Ли-2, Ути-4, И-16, И-153, ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-9, Ла-5, Ла-7, после войны – на Миг-15 и Миг-17 и др.
В жизни этого замечательного человека были не только награды, победы и достижения. Не обошлось без потерь. В ходе освобождения Белоруссии в 1944 г. погиб его родной брат. Отца гитлеровцы отправили в лагерь смерти только за то, что в доме нашли фотокарточку сына в летной форме. Вскоре после освобождения он умер. Многие боевые товарищи навеки остались молодыми, сложив свои головы на полях сражений. Война и для него, не раз смотревшего смерти в глаза, не прошла бесследно. Он ушел рано в возрасте 54 лет. Похоронен на Московском (Восточном) кладбище в Минске.
В честь Павла Яковлевича Головачева названа улица в г. Гомеле, имя героя носит Гомельский государственный профессиональный строительный лицей.
П.Я. Головачев, 1943 г.
Научный сотрудник отдела научно-просветительской работы
Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Т.В. Тройнель.