Наравне со взрослыми, ко Дню памяти юного героя-антифашиста
8 февраля в Беларуси отмечается День памяти юного героя-антифашиста. Один из героев, вставших на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны, был Юрий Жданко, которому в 1941 году исполнилось 10 лет.
В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранятся комсомольский билет, автобиографические сведения и фотопортрет юного патриота Родины.
Юрий Иванович Жданко родился 18 января 1931 года в Витебске. В 1939 году пошел в школу. Окончил два класса. Но дальше учиться помешала война. Отца помнил плохо ведь его не стало, когда Юрий был совсем маленьким; Иван Егорович Жданко погиб под немецкой бомбежкой Витебска во время эвакуации оборудования игольного завода. У Юрия Жданко были еще старшие брат Николай, который служил в армии, и сестра Татьяна.
Уже 5 июля немцы вплотную подошли к Витебску и вскоре оккупировали город. Чтобы запугать население, немецко-фашистские захватчики начали каждый день расстреливать и вешать мирных граждан. Так, 9 июля 1941 года была расстреляна Татьяна, сестра Юрия Жданко, которая работала учительницей.
Жить в оккупированном Витебске становилось все труднее. Мария Терентьевна, мать Юрия Жданко, которая до войны работала учительницей, решила покинуть родной город с младшим сыном и отправиться с ним в сторону линии фронта. По дороге, под Суражем, они встретили разведчиков Красной Армии, которые находились в тылу у немцев и искали брод через реку Касплю – левый приток Западной Двины. Мальчик согласился им помочь, ведь он хорошо знал местность. Командир разведчиков посоветовал матери Юрия оставить сына у них, так как ей с ним было очень тяжело идти, ведь это было зимой 1941 года. Женщина согласилась (позже она перешла линию фронта и работала в полевом госпитале). Так, Юрий Жданко стал военным разведчиком 332-й Ивановской имени М.В. Фрунзе стрелковой дивизии, хотя и носил гражданскую одежду. С 15 декабря 1941 года он официально числился в рядах Красной Армии. Мальчик обладал прекрасной памятью и гибким умом, и ему постепенно стали давать различные поручения. Юному разведчику приходилось переодеваться в рваный тулуп, ходить по сёлам и деревням, просить милостыню и одновременно собирать сведения о численности вооружения, технике врага. Для этой цели, как вспоминал Юрий Иванович, он больше подходил, чем взрослые. Как он писал, ни немцы, ни полиция не обращали внимание на пацана, который ходил с сумкой и просил милостыню. Так мальчик и ходил из села в село, собирал разведывательные сведения. У Юрия Жданко была своя система подсчета: он откладывал в карман листочки, семена, еловые иголки. Для обычных людей это был мусор, а для него они обозначали пулемётные точки, бронемашины и автотранспорт захватчиков.
Зимой 1941 года при возвращении к линии фронта был получен приказ взорвать мост через реку, что находился под Велижем. Эту задачу поручили одному разведчику-сапёру, а Юре Жданко – узнать скрытый подход к мосту. Эту задачу мальчик выполнил, также успешно провел разведчика к нему. Но при взрыве моста боевой товарищ получил ранение и ослеп, не мог идти, поэтому Юре Жданко пришлось протащить раненого семь километров через линию фронта. Для этого 11-летний мальчик смастерил так называемый лежак, зафиксировал разведчика-сапёра на лыжах и сумел вывести его из окружения. По возвращению в свою часть, куда мальчик уже был зачислен в штат разведчиков, подростка наградили медалью «За отвагу». Позднее мальчик получил должность батальонного телефониста.
Второе боевое крещение Юра Жданко также получил в тылу врага. Произошло это в январе 1942 года. Во время подготовки Торопецко-Холмской наступательной операции партизанские отряды должны были парализовать движение немецко-фашистских захватчиков. Однако один из партизанских отрядов, действовавший в Понизовском районе Смоленской области, попал в окружение. Из Москвы сообщили, что пришлют помощь, – опытного разведчика, так как эту задачу мог решить только подросток. Немцы разработали план облавы на партизан, необходимо было похитить у них планы и карты. Но следовало прыгать с парашютом. Юрий Жданко всех убедил, что умеет прыгать с ним, а подтвердить это было некому – его наставник-сержант погиб. Только в воздухе мальчик спросил у лётчика, как раскрыть купол парашюта, – отступать было некуда. Сообразительный разведчик это запомнил и сделал все правильно. Правда, приземлился он без чувств, чем очень удивил партизан. Но Юрий Жданко и тут не растерялся: придя в себя, потребовал, чтобы его отвели к командиру. Так мальчика десантировали в партизанский отряд.
В отряде, куда прибыл юный разведчик, знали, что у них находится предатель. Только выявить его не удавалось, а враги все сжимали кольцо окружения. Юрия Жданко направили в деревню, где стояли немцы. Ему нужно было добыть вражеские документы с планом уничтожения. Местный староста Влас Фёдоров помогал партизанам, был связным, поэтому Юрию Жданко без особого труда удалось устроиться истопником при немецком штабе, ведь Влас Фёдоров представил его как своего внука.
Вскоре мальчик убирал, топил печку и выполнял другую грязную работу в доме немецкого начальника, в котором также помещался штаб карателей. Юрий Жданко заметил, что все важные документы хранятся в сейфе. И когда офицер Отто Норден однажды отвлекся и оставил ключ, юный разведчик успел сделать с него слепок. Через несколько дней в партизанской мастерской был изготовлен ключ и передан Юрию Жданко.
Партизаны, чтобы отвлечь внимание врагов от юного разведчика, завязали недалеко от деревни бой. Пока немцы бросились отражать нападение, мальчик остался один в штабе и успел, хоть и не полностью, украсть у них документы. Но и по ним партизаны узнали, где будет наноситься главный удар. Изучив добытые документы, командир партизанского отряда вычислил предателей и узнал, где можно прорваться через окружение. Позже Юре Жданко стало известно, что партизаны удачно избежали все заслоны. Самолётом юного разведчика доставили в Москву, где его лично поблагодарил Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов. За эту операцию Юру Жданко в 11 лет, досрочно, приняли в комсомол и вручили комсомольский билет.
Комсомольский билет Ю.И. Жданко. Из фондов БГМИВОВ
Летом 1942 года Юрия Жданко десантировали в Беларусь. Ему с группой разведчиков поручили уничтожить стратегически важный объект – мост через р. Березина, по которому немецко-фашистские захватчики перебрасывали свою военную технику. Это было трудное задание, ведь противник усилил охрану объекта. Советские воины пошли на хитрость – смастерили удочку, наловили рыбы и отправили мальчика под видом рыбака к мосту. Немцы остановили Юрия. Мальчик отдал им рыбу, и немцы повели его на мост пересыпать себе улов из котелка в свое ведро. Они даже попросили Юрия, чтобы тот принес им шнапс (самогон), и дали для этого канистру. Вернувшись, Юрий Жданко доложил своему командиру о безопасном подходе к мосту, рассказал про местонахождение огневых точек, охрану и просьбу немцев о самогоне. К тому же, удачное стечение обстоятельств помогло мальчику. Валентин принес самогон немцам. Когда те увлеклись спиртным, разведчики успели установить мину и взорвать мост. А мальчик спешно ушел от них, увидев, что приближается колонна вражеских грузовиков, и они полетели в воду.
В фондах БГМИВОВ хранится фотопортрет Ю.И. Жданко, сделанный 13 декабря 1942 года. На снимке запечатлен улыбающийся 11-летний мальчик.
Фотопортрет Ю.И. Жданко. Из фондов БГМИВОВ
Еще один подвиг совершил Юрий Жданко уже летом 1943 года. Батальон, в котором находились также и разведчики, попал в окружение. Многие из воинов, которым поручалось найти дорогу, не возвращались. Выбор пал на Юру Жданко. Он трое суток блуждал по окрестностям, натыкаясь на немцев, но дорогу нашел. Батальон был выведен из окружения. За это Михаил Калинин на фронте вручил мальчику орден Красной Звезды. Кроме того, во время боя мальчик подобрал и вынес в безопасное место трехлетнюю девочку. При определении в детский дом ей дали фамилию Жданко. Юрию тоже предлагали остаться в детдоме, но мальчик отказался.
В феврале 1944 года подросток был тяжело ранен под Верхнедвинском, поэтому освобождать родной Витебск ему не пришлось из-за контузии и повреждения ног. Полгода он провел в Калининском госпитале, куда его перевезли. После выздоровления Юру Жданко направили в Москву на учебу в Горьковское суворовское училище, однако его ранения дали о себе знать, – туда его не взяли по состоянию здоровья. Тогда он окончил ремесленное училище, получил профессию сварщика. Встретил победу в Москве. Также он был награжден орденом Отечественной войны I-й степени.
Юноша, после окончания Великой Отечественной войны, нашел родных: с матерью и братом вернулся в разрушенный Витебск и активно его восстанавливал. После этого он работал на стройках: по путевке его направили восстанавливать Калининград, а затем он переехал строить новый вокзал в г. Ульяновск. В 1952 году Юрия Жданко призвали на срочную военную службу, которую молодой человек проходил в Венгрии, проходя службу в десантных войсках. От призывной комиссии скромный парень утаил свое боевое прошлое и полученные награды. А ведь у него было бы право на освобождение от армии: за каждый фронтовой год засчитывалось два. В 1955 году его уволили в запас. Ю.И. Жданко дальше продолжил работать по специальности. В Ульяновске Юрий Иванович работал газоэлектросварщиком в строительно-монтажном поезде № 132. По работе он часто ездил в зарубежные командировки, например, в Монголию, Польшу, Чехословакию, Венгрию, Францию, Германию. Женился в Ульяновске в сентябре 1958 года, у него родилось двое дочерей. С 1965 года жил с семьей в Витебске. В этом городе Ю.И. Жданко трудился на разных предприятиях: на строительстве здания витебского Комбината шелковых тканей, на заводах электроизмерительных приборов, «Эвистор», в Институте технической акустики.
Для советского режиссера, сценариста, актера, монтажера, художника и народного артиста РСФСР Андрея Арсеньевича Тарковского он стал прототипом героя художественной киноленты «Иваново детство», в основу которой легла повесть Владимира Богомолова «Иван». Ю.И. Жданко были посвящены документальные фильмы: «Обелиск. Разведчик Юрий Жданко» и «Легенды армии. Юрий Жданко».
Не стало Юрия Ивановича 17 февраля 1998 года. Его похоронили в деревне Андроновичи Витебского района. В 2022 году на его могиле был установлен памятник, инициаторами выступили Витебское областное отделение Белорусского фонда мира и областная организация Белорусского общественного объединения ветеранов.