Летчик небесной высоты. Борис Иванович Ковзан
На Аллее Героев, расположенной на площади Победы в городе Бобруйске, выгравированы имена 18 Героев Советского Союза и одного полного кавалера ордена Славы. Среди этих заслуженных людей – воспитанник Бобруйского аэроклуба полковник Борис Иванович Ковзан. В годы Великой Отечественной войны он совершил 360 боевых вылетов, провел 127 воздушных боев, сбил 28 самолетов противника. Б.И. Ковзан – единственный в мире летчик, который совершил четыре тарана вражеских самолетов.
7 апреля 2017 г. отмечается 95 лет со дня рождения прославленного героя-летчика.
Герой Советского Союза Б.И. Ковзан. Май 1985 г., Минск
Путевку в небо дала Беларусь
Родился Борис Ковзан 7 апреля 1922 г. в городе Шахты Ростовской области. Отец, Иван Григорьевич, родом из Беларуси, мать, Матрена Васильевна – донская казачка. Борису было около шести лет, когда родители переехали в поселок Логойск Минской области. Здесь Боря пошел в начальную школу, а в 1932 г. семья Ковзан обосновалась на родине отца Бориса – в Бобруйске. Это было время массового увлечения авиацией молодежи. Осуществляя подготовку авиаторов, Осоавиахим Белорусской ССР активно проводил в жизнь актуальный лозунг – «От авиамодели – к планеру, с планера – на самолет!». Именно такой путь прошел и подросток Ковзан: будучи школьником, он занимался в авиамодельном кружке, умело мастерил воздушные змеи, планеры, авиамодели и запускал их в голубую высь бобруйского неба, затем в городской технической станции мастерил авиамодели различных модификаций. В Бобруйском краеведческом музее ныне экспонируется крыло модели самолета, сделанное в те годы учащимся 6-го класса Борисом Ковзаном.
На республиканских соревнованиях старательный школьник-авиамоделист Ковзан занял 2-е место и в числе других победителей был поощрен полетом на самолете Бобруйского аэроклуба им. М.Т. Слепнева, во время которого впервые увидел родной город с высоты птичьего полета и с тех пор буквально «заболел» авиацией. С 7-го класса Борис начал регулярно посещать занятия в местном аэроклубе, в котором совершил первый прыжок с парашютом, затем прошел первоначальное летное обучение и осуществил первый самостоятельный полет на учебном самолете «У-2». Позже он отметит: «Биография многих летчиков-фронтовиков начиналась с аэроклубов Осовиахима. Отличная школа для пилотов! Нас там воспитывали не просто летчиками, но отчаянными и храбрыми бойцами. Мы росли, готовые к подвигу, храбрыми, со стальными нервами».
Герои Советского Союза Б.И. Ковзан и летчик-космонавт В.В. Коваленок в мастерской скульптора Ивана Миско. 1977 г.
В пылающем небе войны
В 1939 г. после окончания средней школы и Бобруйского аэроклуба, 17-летний Борис поступил в Одесскую военную авиационную школу пилотов им. Полины Осипенко. Здесь опытные инструкторы в короткие сроки обучили курсантов технике пилотирования в сложных условиях, основам воздушного боя, бомбометания с горизонтального полета и пикирования на самолетах. Осенью 1940 г., успешно окончив училище, младший лейтенант Б.И. Ковзан в должности летчика-истребителя был направлен служить в Западный Особый военный округ – 160-й истребительный авиаполк 43-й истребительной авиационной дивизии, который дислоцировался в поселке Холмеч Речицкого района Гомельской области. Борис вместе с другими авиаторами отрабатывал технику пилотирования, совершенствовал свое летное мастерство, настойчиво учился военному делу, был на страже белорусского неба. Здесь его и застала Великая Отечественная война.
Герои Советского Союза Б.И. Ковзан на встрече с воинами Минского гарнизона в музее КБВО, декабрь 1980 г.
Свой боевой счет летчик Б.И. Ковзан открыл 24 июня 1941 г., на третий день войны, при защите воздушных рубежей Гомеля, уничтожив на одномоторном истребителе «И-15бис» немецкий бомбардировщик «Хенкель-111».
В октябре 1941 г. Бориса Ивановича направили служить в 42-й истребительный авиаполк, которым командовал Герой Советского Союза майор Федор Шинкаренко. Советские летчики-истребители прикрывали дальние подступы к столице СССР с задачей не допускать бомбовых ударов врага по городам и железнодорожным узлам в направлении Тулы и Москвы. Впоследствии летчик Ковзан воевал в составе 126-го, 184-го и 744-го авиаполков.
Урок мужества с учащимися средней школы №9 г. Минска, 1975 г.
ГЕРОЙ ЧЕТЫРЕХ ВОЗДУШНЫХ ТАРАНОВ
Впервые на таран вражеского самолета Борис Ковзан пошел в битве под Москвой. 29 октября 1941 г. он во главе звена самолетов-истребителей «Як-1» вылетел на сопровождение советских штурмовиков в район города Зарайска Московской области. В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранятся воспоминания Б.И. Ковзана о тех незабываемых событиях. На этих пожелтевших от времени страницах, где при прочтении явно представляется обстановка воздушного боя, в частности, говорится: «Обстреливая вражескую колонну, вдруг заметил истребитель-бомбардировщик «Мессершмитт-110», который прикрывал свои части. Решил атаковать и вскоре мне удалось поразить стрелка, но тут закончились боеприпасы, да и горючее было на исходе. Машинально бросил в эфир: «Я – «Тюльпан», по курсу – Москва, иду на таран!». Мой самолет концами лопастей винта отсек двухкилевое хвостовое оперение «мессера», и он, потеряв управление, завертелся в воздухе и камнем пошел к земле… Сам же я благополучно приземлился на своем аэродроме».
О подобном боевом эпизоде правдиво написал Владимир Высоцкий в пронзительной «Песне самолета-истребителя»:
Вот сзади заходит ко мне «мессершмитт», -
Уйду – я устал от ран!..
Но тот, который во мне сидит,
Я вижу, решил – на таран!
22 февраля 1942 г. летчик 744-го истребительного авиационного полка Борис Ковзан вылетел на «ястребке» на прикрытие шоссе Москва – Ленинград между Вышним Волочком и Торжком. Прямо перед собой, на высоте двух тысяч метров увидел трех вражеских «юнкерсов» Ю-88. Не теряя ни секунды, Борис в воздушном бою ринулся в атаку, расстреляв боезапас, применил таранный удар и произвел посадку на поврежденном самолете. В воспоминаниях«Истребители» Григория Зимина – командира 240-й истребительной авиационной дивизии, в составе которой воевал Борис Ковзан – читаем: «Таран – это последнее и отчаянное средство летчика, который уже исчерпал все другие возможности боя. Было совершенно очевидно, что, решившись на таран, Борис Ковзан рисковал своей жизнью больше, чем в случае, если бы он просто с близкой дистанции открыл огонь по бомбардировщику». Весть о героизме летчика облетела весь Северо-Западный фронт. За этот подвиг младший лейтенант Борис Ковзан был награжден орденом Ленина. Награду ему вручил командующий ВВС фронта генерал-лейтенант авиации Т.Ф. Куцевалов.
9 июля 1942 г. на том же самолете «Як-1», выдержавшем уже два таранных удара, Ковзан вылетел в составе группы истребителей на прикрытие советских бомбардировщиков, наносящих удар по немецкому аэродрому в Демянске. Над железнодорожной станцией Любница Новгородской области, спасая товарища – летчика В. Малова, Борис отвлек на себя двух «мессершмиттов», пойдя на одного из них в лобовую атаку. Вскоре в авиационный полк пришла газета «Комсомольская правда», на первой полосе которой были помещены большой портрет Бориса Ковзана и рассказ фронтового корреспондента о его подвиге. В вечернем сообщении Совинформбюро от 11 июля 1942 г. отмечалось: «Летчик Борис Ковзан встретил в воздухе два немецких истребителя «Мессершмитт-109» и вступил с ними в бой. Плоскостью своей машины Ковзан таранил один немецкий самолет. Другой истребитель противника не принял боя и скрылся. Это был третий успешный таран отважного, сталинского сокола». За мужество и героизм Б.И. Ковзана наградили орденом Красного Знамени, присвоили внеочередное звание старший лейтенант.
13 августа 1942 г. в районе города Старая Русса Новгородской области во время выполнения боевого задания Борис Ковзан на расстоянии 15 км от советского аэродрома внезапно обнаружил несколько «мессершмиттов» Ме-109. 19-летний бесстрашный летчик принял решение вступить в неравный воздушный бой.Белорусская журналистка Лариса Шипуля в повести «Четыре тарана в небе», изданной в 1982 г. издательством «Юнацтва» к 60-летию Б.И. Ковзана, со слов летчика так описывает это отчаянное воздушное противоборство. «Навстречу горящему «Як-1», вырастая с каждым мгновением, шел «мессершмитт». Операторы на земле приняли слова Ковзана: «Машина горит. Ранен в голову. Вытекают мозги. Иду на таран!..». И Борис направил свой горящий истребитель прямо в лоб надвигающемуся «мессеру». От сильного удара Б. Ковзана выбросило из кабины. Упади Борис на луг или лес, он бы неминуемо разбился насмерть даже при раскрытом парашюте, но он угодил в зыбкую трясину. При падении сломал бедро, левую руку, несколько ребер. Колхозники, наблюдавшие за этой воздушной схваткой, вытащили Бориса из трясины, оказали ему первую медицинскую помощь и вскоре в копешке прошлогоднего сена переправили к партизанам. А оттуда с лесного аэродрома так и не пришедшего в сознание летчика доставили в Москву.
Советский политический плакат «Таран – оружие героев! Слава сталинским соколам –гроза фашистских стервятников». Художник А. Волошин, 1941 г.»
ПОРОЖДЕННЫЙ С НЕБОМ НАВСЕГДА
В московском госпитале, где знаменитый летчик пробыл десять месяцев и перенес несколько сложных операций, ему пришлось выдержать свой самый тяжелый бой за то, чтобы выжить. «Я буквально цеплялся за жизнь зубами», – скажет он потом сослуживцам. Врачи спасли ему не только жизнь, но и восстановили здоровье, однако правый глаз сохранить не удалось. Учтя горячее стремление Б.И. Ковзана на фронт, его признали годным к летной работе без ограничений и разрешили летать на боевых самолетах. Вскоре он был направлен в действующую авиационную часть, где прошел всю войну, в воздушных боях сбил еще шесть самолетов противника.
24 августа 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Б. И. Ковзану за героизм и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками было присвоено звание Героя Советского Союза. В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранится фронтовое письмо Бориса Ивановича родителям. Читаю эти пронзительные строки, написанные Борисом Ивановичем 9 января 1944 г. «химическим» карандашом фиолетовыми несмываемыми буквами на листке простой ученической тетради: «Дорогие мои! С радостью сообщаю вам: на фронте я не подкачал, и вам не будет стыдно за сына. Сейчас я – гвардии капитан, продолжаю громить немецких стервятников. Удостоен звания Героя Советского Союза, награжден четырьмя орденами. …До встречи после победы над ненавистным врагом!».
Герой Советского Союза Борис Ковзан, 1950 г.
После войны Борис Иванович продолжал службу в авиации, успешно окончил Военно-воздушную академию, работал начальником Рязанского аэроклуба ДОСААФ. По стопам отца пошли и сыновья Бориса Ивановича – Борис и Евгений, только летали они уже в мирном небе. С 1969 г. Б.И. Ковзан жил в Минске. Скончался 30 августа 1985 г., похоронен с воинскими почестями на Северном кладбище столицы.
В Беларуси свято чтут память о герое: в Минске, по улице Романовская Слобода, на доме, где жил Борис Ковзан, установлена мемориальная доска, в Бобруйске его именем названа улица. Имя героя золотыми буквами выбито в Зале Победы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. В фондах музея бережно хранятся фотографии Ковзана разных лет, фронтовые письма родителям, почетные грамоты, другие документы летчика-истребителя.
Мемориальная доска в Минске на доме, где жил летчик-герой.
Жизненный и боевой путь летчика – героя, гражданина и патриота Бориса Ковзана – пример беззаветного служения родному Отечеству.
Николай Шевченко, помощник директора Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, член Белорусского союза журналистов