Герой Советского Союза С.П. Алейников
13 февраля 2019 г. исполняется 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза Сергея Петровича Алейникова.
Родился Сергей Алейников 13 февраля 1909 г. в обычной рабочей семье в деревне Затишье Могилёвской области. Как и многие мальчишки, он с детства мечтал о небе, о полетах на самолете, и этой мечте суждено было сбыться.
После окончания школы в 1927 г. работал чернорабочим на торфоразработках, ремонтником на железнодорожной станции Климовичи.
В 1929 г. он был призван в армию и смог воплотить свою мечту в реальность, поступив в Московскую школу спецслужб Военно-воздушных сил (ВВС) СССР. По завершении обучения продолжил службу в ВВС Ленинградского военного округа (ЛенВО), в течение 10 лет пройдя путь от старшего метеоролога до штурмана флагманской авиаэскадрильи ВВС ЛенВО.
Свое первое боевое крещение С.П. Алейников получил в советско-финляндской войне 1939–1940 гг. За это время он совершил 15 боевых вылетов. Опыт, полученный в ходе этой войны, закалил характер, научил оперативно принимать правильные решения в критической боевой обстановке и слаженно действовать с другими членами экипажа. Советско-финляндская война оказалась лишь прологом долгой и полной опасностей боевой службы Сергея Петровича.
![]() |
С.П. Алейников. Фото довоенное. |
Начало Великой Отечественной войны застало старшего лейтенанта С.П. Алейникова на высших курсах усовершенствования штурманов в Полтаве. Молодой офицер рвался на фронт.
В период Московской битвы штурман 748-го авиаполка старший лейтенант С.П. Алейников проявил смелость, находчивость и выдержку.
В наградном листе от 19 августа 1944 г. описаны многие достижения и победы Сергея Петровича, в их числе и воздушный бой над Москвой 14 февраля 1942 г.:
«14.02.1942 г. во время разгрома немецко-фашистских полчищ под Москвой, выполняя боевое задание днем по бомбардированию танковой колонны, невзирая на сильный огонь зенитной артиллерии противника, проявляя мужество и геройство вывел самолет точно в цель и прямым попаданием бомб с высоты 400 метров уничтожил 3 танка. От прямого попадания снарядов зенитной артиллерии противника самолет загорелся. Штурман Алейников не растерялся, включил 2-е управление и из кабины Ф-1 помогал летчику Андрееву вести горящий самолет в течение 10 минут. Перевалив линию фронта 1,5 км, горящий самолет мужественно посадили на фюзеляж, и экипаж остался невредим».
Читаем следующую запись в наградном листе:
«19.02.1942 г. при выполнении боевого задания на бомбардирование ж.д. узла Смоленск, по собственной инициативе пристроился в хвост самолета Ю-88 пришел на аэродром Смоленск и одиночно отбомбился. В результате снайперского бомбометания с малой высоты уничтожил 15 самолетов противника на стоянках, что подтверждено агентурными данными. За отличное выполнение задания и проявленные инициативу и геройство, штурману Алейникову командир авиадивизии объявил благодарность».
![]() |
Летный экипаж бомбардировщика Ил-4. Слева направо сидят: Герой Советского Союза майор С.П. Алейников, Герой Советского Союза старший лейтенант И.Ф. Андреев; слева направо стоят: Герой Советского Союза А.М. Голубой, старший сержант М.П. Петров. 1942 г. |
В августе 1942 г. 748-й авиаполк в числе первых в Авиации дальнего действия был преобразован во 2-й гвардейский. В его составе С.П. Алейников вылетал на бомбардировки Берлина и других объектов в глубоком тылу противника.
В мае 1943 г. майор С.П. Алейников был назначен штурманом 16-го гвардейского авиационного полка дальнего действия. Сергей Петрович не только участвовал в боевых полетах, но и большое внимание уделял обучению летного состава.
И снова обращаемся к наградному листу:
«Умело организует и руководит боевой работой штурманов, терпеливо и настойчиво выращивает боевые кадры. Много уделяет внимания повышению боевого мастерства штурманов, лично провел свыше 150 часов занятий, организовал 4 конференции с летным составом по обмену боевым опытом. Как штурман подготовлен отлично и грамотно передает свой боевой опыт подчиненным… Как лучшему из лучших, старому опытному боевому штурману, Командование доверяло и доверяет самые ответственные боевые задания…»
За годы войны С.П. Алейников совершил 236 боевых вылетов на бомбардировщиках Ер-2 и Ил-4, из них 208 – ночью. Участвовал в Московской, Сталинградской и Курской битвах, в освобождении Беларуси, Прибалтики, в боях в Восточной Пруссии и Берлинской операции.
![]() |
Герой Советского Союза гвардии подполковник С.П. Алейников. 1944 г.
|
![]() |
|
После войны продолжил службу в ВВС Белорусского военного округа. В 1946 г. подполковник С.П. Алейников по болезни был уволен в отставку. Затем переехал в Москву. Но расстаться с небом не смог.
С 1947 по 1973 гг. работал в Научно-испытательном летно-исследовательском центре на должности штурмана-испытателя, где его боевой опыт и знания были очень ценны. Многие годы Сергей Петрович с былым азартом и энергией проводил испытания самолетного и радиолокационного оборудования (на самолетах В-17, В-25, Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ли-2, Ту-2 и их модификациях), трудовой стаж закончил в должности старшего инженера.
Умер Сергей Петрович 19 сентября 1983 г. в Москве.
В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранятся личные вещи, документы и фотографии Сергея Петровича Алейникова, переданные им лично в 1960 г. В экспозиции музея представлена групповая фотография летного экипажа, в составе которого воевал Сергей Петрович. В Могилёве имя героя носят улица и музей средней школы № 20.
Старший научный сотрудник
научно-экспозиционного отдела Е.В. Новицкая