Герой Советского Союза Фёдор Петрович Котченко
Фёдор Петрович Котченко родился 15 мая 1918 г. в деревне Смаково Суражского района Витебской области. Семья рано потеряла отца (август 1918 г.). На попечении матери остались четверо сыновей. В 1926 г. юный Федор пошел в школу. В автобиографии, которая хранится в фондах музея, Федор Петрович, описывая свое детство, среди занятий и увлечений наряду с играми, рыбной ловлей, помощью по хозяйству особенно выделяет любовь к чтению и машинам: «Любил читать книги о путешествиях, животном мире, героях гражданской войны. Очень любил машины, сооружал деревянные велосипеды, пароходы или бумажные самолеты». Интерес к машинам впоследствии скажется на профессиональной деятельности Федора Петровича.
В 1933 г. Ф. Котченко окончил 7-летнюю школу, но не смог продолжить обучение – необходимо было помогать матери по хозяйству, одновременно работал в колхозе «Чырвоны металіст». В 1936 г. вступил в комсомол, а в следующем году переехал в г. Гомель к брату, который работал на Гомельском авторемонтном заводе. Федор устроился на авторемонтный завод рабочим, а затем, освоив слесарное дело, был переведен слесарем в цех по сборке автомашин. Одновременно посещал вечернюю школу по подготовке шоферов и в январе 1938 г. был направлен шофером на работу в Толочинский леспромхоз.
В октябре 1938 г. Ф. Котченко был призван на службу в Красную Армию. Службу проходил в г. Новгороде. В 1940 г. по демобилизации вернулся на Гомельский авторемонтный завод. Накануне Великой Отечественной войны работал шофером-испытателем автомашин. С началом войны Ф. Котченко пытался попасть на фронт, но его как лучшего шофера-испытателя оставили на заводе: «… работал с каким-то неистовством, не считаясь с усталостью, потеряв счет ночам и дням. Готов был сутками не вылезать из кабины». Также под его руководством проходили обучение студенты Гомельского автомобильного техникума: «В те напряженные дни я как никогда был требователен к своим практикантам… Никому и, в первую очередь, себе я не прощал ни малейшей ошибки, я не желал слушать жалобы на трудность и усталость».
15 августа 1941 г. накануне оставления советскими войсками Гомеля Котченко вывез на автобусе в Новобелицкий лес основной состав будущего партизанского отряда «Большевик», в том числе командира отряда – директора авторемонтного завода И.С. Федосеенко и комиссара – секретаря Гомельского горкома партии Е.И. Барыкина.
Заняться подрывным делом Ф. Котченко подтолкнуло выступление командира отряда И.С. Федосеенко на торжественном собрании в честь 24-й годовщины Октябрьской революции, в котором «суровый Федос» (так любя называли партизаны своего командира) указал на важность и необходимость работы подрывников. Вместе со своим другом Александром Исаченко они по собственной инициативе освоили профессию минера и продемонстрировали свои навыки командиру: «Командир был удивлен нашей ловкостью и умением и немедленно предложил подобрать диверсионную группу из 5 человек».
В конце июня 1942 г. группа, возглавляемая А. Исаченко, провела свою первую диверсию на железной дороге Гомель–Речица. Непосредственную установку мин осуществляли А. Исаченко и Ф. Котченко. Патрулей на тот момент не было. Ночь была лунной, и товарищи видели все, что было вокруг них. Вручную выкопали ямку, и в момент установки взрывателя у Федора Котченко от волнения чуть не выскочила чека взрывателя. Но все обошлось благополучно – мина была установлена и тщательно замаскирована. Взрыв произошел под утро. Был уничтожен паровоз и 12 вагонов. Оставалась еще одна мина, и с наступлением темноты группа возобновила свой поход, но добраться до леса к утру не успела. День пришлось переждать, спрятавшись в поле ржи под палящим солнцем. За ночь партизаны добрались до другого участка железной дороги Гомель–Жлобин и к утру мина была установлена. Второй взрыв уничтожил паровоз и 9 вагонов.
Для работы подрывников был нужен тол, который в отряде к августу 1942 г. закончился. Тогда А. Исаченко занялся выплавкой тола из неразорвавшихся снарядов. В октябре 1942 г. во время выплавки тола произошел взрыв, и Александр Исаченко погиб. Впоследствии, в 1944 г. он был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. После гибели друга Ф. Котченко возглавил диверсионную группу.
В начале января 1943 г. диверсионная группа участвовала в операции по уничтожению полицейского гарнизона в д. Великий Бор. Когда из деревни были выбиты полицейские, она была блокирована карателями. Тогда Ф. Котченко с группой установил мины на пути движения карательного отряда, и этим сорвал его продвижение. Понимая, что каратели не оставят своих попыток, он еще дважды менял место установки мин, при этом переустанавливал неразорвавшиеся снаряды на новое место.
Когда Гомельское партизанское соединение соединилось с частями Красной Армии (ноябрь 1943 г.), командование выдало боевую характеристику на заместителя комиссара по комсомолу партизанского отряда «Большевик» Котченко Ф.П., в которой подводится итог деятельности его группы.
Тов. Котченко является одним из новаторов диверсионной работы в Гомельской области, первым вышел на диверсионную работу.
Т. Котченко, будучи старшим диверсионной группы в количестве 5 человек, пустил под откос 10 вражеских эшелонов, 1 бронепоезд.
В результате крушения разбито 11 паровозов, 105 вагонов, из коих 36 вагонов с живой силой; 69 – с техникой, продовольствием, боеприпасами, снаряжением, убито более 500 немцев.
Уничтожено 2 боевые площадки бронепоезда с 4-мя орудиями.
На минах, поставленных Котченко, подорвано 12 немцев.
Т. Котченко участвовал в разгроме немецких и полицейских гарнизонов в д. Боровики, Лоев, Хойники, Узнаш, Вьюнище, также в боях во время блокировки немцами п/отрядов.
Когда в отряде ощущался острый недостаток в взрывчатке, т. Котченко, рискуя жизнью, выплавил со снарядов и доставил более 100 кг тола.
отдела научно-исследовательской работы
С.В. Клюцкий
Гомельского партизанского отряда «Большевик»
Герой Советского Союза Котченко Ф.П.»
Художник Ф. Модоров. 1947 г.
Бывшие партизаны и воины Красной Армии – слушатели
партийной школы при ЦК КПБ(б). 1-й справа Герой Советского Союза Ф.П. Котченко. 1945 г.