+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

История одного предмета - немецкая рейхсмарка

В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранится немецкая рейхсмарка, привезенная из лагеря Хаммельбург. Она была передана Сырковым Григорием Кирилловичем, который в годы Великой Отечественной войны был узником этого лагеря, а в 1972 г. передал свой комплекс предметов на хранение в музей.

Григорий Сырков прошел трудный жизненный путь. Мечтал со школы стать летчиком, но волей судьбы он встретил войну танкистом 35-го полка 18-й танковой дивизии. Во время первого же боя недалеко от г. Резекне Латвийской ССР был ранен в ногу, а при попытке прорваться к своим был схвачен фашистами и оказался в плену.


roadheroes_3_1_portion_9_5_1082673.jpg

Г.К.Сырков - бывший узник лагеря Хаммельбург


Из Латвии Г.К.Сырков был доставлен в Германию, где сначала оказался в пересыльном лагере «Центральный» в г.Нюрнберг, затем его отправили работать на завод «Кугельфишер» в г. Швайнфурте, где изготавливались детали для тракторов. Там совместно с другими заключенными бывший танкист создал подпольную группу, которая активно занималась порчей станков и оборудования, призывом иностранных заключенных к борьбе, написанием антифашистских листовок.

Из-за заболевания туберкулезом в декабре 1942 г. Григорий Сырков был перенаправлен в концлагерь Хаммельбург. Находясь на волоске от смерти, он ежедневно занимался подпольной деятельностью в лазарете лагеря, где был создан штаб Комитета военнопленных(КВП). Григорий Кириллович писал агитационные листовки, которые затем доставлялись из лагеря в город. Благодаря его умениям была успешно налажена связь с югославскими и французскими узниками. 

Несмотря на болезнь и нечеловеческие условия в лагере, Г.К. Сырков выжил, продолжал бороться и сохранил свидетельства своей лагерной жизни.

Одним из таких свидетельств является очень редкая немецкая рейхсмарка. Такие марки в немецких концентрационных лагерях Третьего Рейха были утверждены Верховным Главнокомандующим вооруженных сил Рейха В. Кейтелем.

photo_2024-05-30_11-46-48.jpg

Рейхспарка привезенная из Хаммельбурга


Рейхсмарка представляет собой бумажный талон прямоугольной формы, зеленого цвета с водяными знаками в виде ромбов с крестами. На лицевой стороне банкноты имеются надписи «Деньги лагерей военнопленных», «Нарушения, подделки и подлоги будут наказываться». Внизу – подпись Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Рейха. В левом нижнем углу напечатан черным цветом государственный герб нацистской Германии: орел со свастикой в круге. Оборотная сторона талонов всегда оставалась чистой для отметок лагерной администрации. Эти деньги-талоны были действительны в качестве оплаты только в лагерях для военнопленных.

Они служили двум целям:

  • Во-первых, усложнение побега военнопленных. Имея на руках после побега только лагерные деньги вместо настоящей валюты, узник не смог бы ими воспользоваться.

  • Во-вторых, для поощрения узников за хорошую работу на предприятиях и стимулирования их к дальнейшим трудовым успехам.

На полученные лагерные деньги узники могли питаться в столовой, покупать продукты и табак. В своей книге «Живые помнят» Г.К. Сырков упоминал о рейхсмарках, которые использовались в лагере:

«Немцы вздумали развлекать нас. Видно, дела их были плохи. Келлер, надзиратель за лазаретом, объявил:

- Раз в неделю каждый может посмотреть кино!

За вход платить лагерными марками. Немцы выпускали специальные лагерные деньги. Они были у тех, кто работал на заводах.

Как давно мы не говорили хоть сколько-нибудь свободно! Под лай диктора, вещающего, что партизан следует уничтожить, мы говорим о Родине, о делах КВП. Мы встречаемся так каждую субботу. Обсуждаем планы на неделю. Иногда с нами Белов или Протченко. Сговариваемся, что именно писать в листовках. Передаем друг другу письма и уходим окрыленные».

Барак, в котором крутили кино, стал еще одним местом встреч для участников Комитета. Подпольщикам для получения лагерных денег против воли приходилось работать, чтоб они могли беспрепятственно продолжать встречаться во время просмотра кино.

В январе 1945 г., при расформировании лагеря в Хаммельбурге, Григорий Сырков вместе с другими больными с открытой формой туберкулеза был доставлен в Судеты, в лагерь Фалькенау. Там он продолжал свою антифашистскую деятельность, с помощью конвоиров передавал в город написанные еще в Хаммельбурге листовки.

Только 7 мая 1945 г. Г.К. Сырков был освобожден и доставлен в американский госпиталь, а затем на лечение в Карловы Вары (Чехословакия). После вернулся на родину в Беларусь, а в 1946 г. переехал к родственникам в г. Сортавала Карело-Финской АССР, осевших там еще до начала войны.

В послевоенный период Г.К. Сырков работал на разных должностях: водомером на электростанции, десятником на стройке, комендантом общежития, счетоводом в участковой больнице, сторожем  в военизированной охране . В 1968г. была опубликована написанная им книга «Живые помнят», в которой Григорий Кириллович рассказал о борьбе антифашистских организаций в лагерях Германии.

Всю жизнь ветеран хранил эту рейхсмарку как память о тяжелых временах в плену, о том, что ему и его товарищам пришлось пережить. И сегодня его память продолжает жить в фондах нашего музея.


Приглашаем отпраздновать День защиты детей в Музее 29 мая 2024
Вымпелом «За мужество и стойкость» награжден г. Дзержинск 31 мая 2024