+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

Выходила на берег Днепра «Катюша»

     Четверть века тому назад, 14 июля 1991 г., в г. Орше состоялись торжества в честь 50-летия первого залпа советских реактивных минометов «катюша» батареи БМ-13 капитана Ивана Флерова. В этот жаркий июльский день на левобережной днепровской круче у мемориального комплекса «За нашу Советскую Родину!» собралась батарейцы-флёровцы Валентин Овсов, Иван Нестеров, Василий Аргунов, начальник ракетных войск и артиллерии БВО генерал-майор Олег Путинцев, ветераны Краснознаменного Белорусского военного округа генерал-майор артиллерии Борис Боков, генерал-майор Алексей Рязанов, полковник Анатолий Смолянко, воины 51-й гвардейской артиллерийской дивизии из Осиповичей, допризывная молодежь города Орши и Витебской области.
     Автор статьи, в то время проходивший службу в штабе БВО, – участник этих памятных мероприятий. На торжественном митинге возле мемориального комплекса, приеме фронтовиков-артиллеристов в Оршанском горисполкоме, многочисленных встречах с жителями города и личным составом ветераны вспоминали о тех грозных днях войны. А вспомнить было о чем…
     На седьмой день Великой Отечественной войны, 28 июня 1941 г., в Московском артиллерийском училище имени Л.Б. Красина началось формирование отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии. Она состояла из 3 огневых взводов, взвода управления, взвода боепитания, паркового взвода, отделения горючего и смазочных материалов и санитарной части. На ее вооружении имелось 7 огневых установок БМ-13 и одна 122-мм гаубица для пристрелки. Почти весь командный состав батареи был подобран из слушателей Военной артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского. В их числе: заместитель командира батареи лейтенант К.К. Сериков, командиры огневых взводов лейтенанты И.Ф. Костюков, Н.А. Малышкин, М.А. Подгорнов, командир взвода управления лейтенант Н.К. Ветряк, командир пристрелочного взвода лейтенант М.Н. Науменко. Командиром батареи был назначен слушатель академии капитан Иван Флёров. Выбор на него выпал неслучайно: Флёров имел боевой опыт, участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 гг., командовал гаубичной батареей, был награжден орденом Красной Звезды. Для обучения артиллеристов к батарее были прикомандированы специалисты научно-исследовательского института: А.И. Попов – один из создателей пусковой установки БМ-13 и Д.А. Шитов – активный участник разработки реактивного снаряда М-13.
     Ветераны-флёровцы вспоминали на встрече в Орше, как в ночь с 1 на 2 июля они отправились на Западный фронт, а утром 3 июля 1941 г. на знаменитом Бородинском поле личный состав занял места в строю перед боевыми установками. На поле русской воинской славы бойцы и командиры батареи поклялись выполнить воинский долг перед Отечеством так же самоотверженно и бесстрашно, как выполнили его прадеды – воины полководца Кутузова. «Родина доверила нам грозное оружие, – сказал на митинге капитан Флёров, – какого еще не знала история. Поклянемся же, что в наших руках оно будет бить четко и неотразимо!». «Клянемся! Клянемся!», – громко раздалось в ответ командиру.
     В дневное время колонна укрывалась в лесу, где ставилось боевое охранение, и инженеры проводили занятия по изучению материальной части, воины тренировались в овладении техникой. С наступлением темноты продолжали движение и наконец, соблюдая строгую секретность, прибыли под Оршу. К середине июля 1941 г. на станцию Орша, которая представляла собой крупный железнодорожный узел на востоке Беларуси, стали прибывать немецко-фашистские эшелоны с горючим, боевой техникой и личным составом. С каждым часом их там становилось все больше и больше – фашисты начали создавать стратегический резерв для подкрепления своих передовых частей, наступающих на Москву.
     Рано утром 14 июля капитана Флерова вызвали в штаб Западного фронта, находящийся восточнее Орши. Заместитель начальника артиллерии фронта генерал-майор артиллерии Г.С. Кариофилли отдал приказ нанести врагу сокрушительный удар. В 15 часов 15 минут капитан Флёров, находящийся на наблюдательном пункте, отдал команду: «По фашистским захватчикам батареей – залп!». Через несколько мгновений огненная лавина обрушилась на железнодорожный узел. Земля затряслась и запрыгала: взрывались вагоны с боеприпасами и цистерны с бензином. В море огня было видно, как взрывы отрывали рельсы от пропитанных бензином шпал. Флёров ликовал: результаты залпа превзошли все ожидания! В журнале боевых действий батареи появилась запись: «14.7.1941 г. 15 часов 15 минут. Нанесли удар по фашистским эшелонам па железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня».
     А вот как в книге «Первые залпы» описывает это событие исследователь истории первой советской батареи «катюш» писатель Николай Афанасьев. «В 15.15 по московскому времени, когда на путях скопилось изрядное количество железнодорожных составов, на железнодорожный узел обрушился огненный смерч. С раскатистым грохотом и ослепительным блеском начали рваться ракеты. Все дрожало, как при землетрясении. Вагоны превратились в груды искореженного металла. Сплошная стена огня поднялась над путями. Казалось, горит даже металл. Обезумевшие от ужаса гитлеровцы метались в дыму и раскаленном воздухе. Они еще не понимали, что произошло, откуда налетела лавина снарядов такой страшной разрушительной силы».
     Спустя полтора часа такой же неотразимый удар возмездия обрушился на еще одну занятую врагом стратегическую позицию – переправу через реку Оршицу. В итоге за считанные секунды находящиеся там военная техника и воинские подразделения были уничтожены. Не осталось следа и от самой переправы. Всеобщее смятение и хаос царили вокруг. В еще больший ужас приводило оставшихся в живых фашистов полное неведение о происшедшем…
     В тот же день в своем дневнике начальник немецкого Генерального штаба генерал Гальдер записал: «14 июля под Оршей русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших частей. Плавился металл, горела земля». Вскоре в фашистские войска поступила директива: «русские имеют автоматическую многоствольную минометную пушку… Выстрел производится электричеством. При захвате таких пушек немедленно докладывать». В центральной газете «Правда» за 29 июля 1941 г. появилась статья, где, в частности, говорилось: «Идея, заложенная в нашем оружии, поражает своей необычайной технической дерзостью и широтой замысла. Это – оружие будущего».
     Сейчас трудно сказать, когда и с чьей легкой руки наши грозные реактивные установки любовно назвали «катюшей». Фронтовики склоняются к тому, что это название прижилось в красноармейской среде благодаря ставшей популярной песне Матвея Блантера и Михаила Матусовского о девушке Катюше.
     Эффект от первых боевых залпов «катюш» под Оршей оказался неимоверным. Практически на неделю было приостановлено наступление фашистских войск на смоленско-московском направлении, благодаря чему советские войска получили время на перегруппировку сил и укрепление своих оборонительных порядков.
     Но главное в том, что успешные действия батареи капитана И. Флёрова послужили толчком к быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения для Красной Армии. В своих воспоминаниях Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский отмечал: «Впервые на нашем участке действовала батарея реактивной артиллерии, так называемые «катюши». Она накрыла наступающую немецкую пехоту с танками. Мы вылезли из окопов и, стоя в рост, любовались эффектным зрелищем. Да и все бойцы высыпали из окопов и с энтузиазмом встречали залпы «катюш», видя бегство врага. Огонь этого вида оружия по открытым живым целям – страшен».
     Почти сразу же после первых залпов под Оршей батарея капитана Флёрова продолжила свой боевой героический путь по прифронтовым территориям. Во второй половине июля, в августе и сентябре 1941 г. она наносила ощутимый урон врагу под Смоленском, Рудней, Рославле. И все же в начале октября немцам удалось вплотную приблизиться к батарее Флёрова – вместе с другими частями она попала в окружение под небольшим городком Спас-Деменск Калужской области. Капитан Флёров делал все возможное, чтобы прорваться к своим, совершил по вражеским тылам 150-километровый марш-бросок, но подвела нехватка горючего для машин. В итоге в ночь на 7 октября 1941 г. недалеко от деревни Богатырь Вяземского района Смоленской области батарея попала в засаду и приняла ожесточенный бой. Оказавшись в безвыходном положении, капитан приказал ликвидировать боевые установки. Когда приказ был выполнен, сам Иван Флёров дал залп по врагу из последней установки, а затем подорвал ее вместе с собой. Находившийся в тот момент рядом с капитаном Флёровым сержант Валентин Овсов отмечал 14 июля 1991 г. на встрече в Орше, что эта страшная картина врезалась ему на всю жизнь.
     О захоронении командира первой батареи «катюш» долгие годы после войны ничего не было известно, он значился пропавшим без вести. И только осенью 1995 года группа вяземских поисковиков западнее деревни Богатырь нашла семь погибших вместе с «катюшами» артиллеристов. Среди них были опознаны останки Ивана Флёрова. 6 октября 1995 года все останки перезахоронены рядом с обелиском у деревни Богатырь, установленным в память о подвиге ракетчиков.
     Указом Президиума Верховного Совета СССР И.А. Флёров в 1963 году посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В честь 50-летия Великой Победы в 1995 году за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкофашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Именем легендарного командира батареи названы улицы в Орше, деревне Двуречки Грязинского района Липецкой области и ряде российских городов, через которые проходил боевой путь флёровской батареи.
     В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны при входе на третий уровень зала «Дорога войны» посетители с интересом рассматривают реактивную установку БМ-13. В разделе экспозиции, посвящённом обороне Витебска и Орши в 1941 г., представлены фотопортрет капитана И.А. Флёрова, а также фотография бойцов батареи – М.И. Есенова, Д. И. Матвеева, В.И. Овсова, Ф.А. Сумова, А.С. Майорова, И.Е. Герасимова. В витрине экспонируются сюжетные фото «Удары «катюш» по врагу» и «Гвардейские минометы на боевой позиции».
     «В невероятно тяжелых условиях начального периода Великой Отечественной войны гвардии капитан Флёров и подчиненные ему солдаты, сержанты и офицеры проложили путь ракетному оружию… Подвиг первых советских ракетчиков будет жить в веках. Он бессмертен. О нем должны знать наследники боевой славы героев войны, вся наша молодежь». Так в послевоенный период сказал командующий ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск Вооруженных Сил СССР маршал артиллерии К.П. Казаков. Эти слова военачальника и фронтовика актуальны и сегодня.
     Мы гордимся тем, что свое боевое крещение легендарные «катюши» получили 75 лет назад на белорусской земле под Оршей.

Николай ШЕВЧЕНКО, 
член Белорусского союза журналистов

Брест не щадил в сраженьи жизни… 19 июля 2016
14 июля 1941 г. прогремел первый залп знаменитых «Катюш» 6 июля 2016