Огненный партизанский поезд

Подготовка к операции
В апреле 1942 г. в лесном урочище Гута-Михалин неподалеку от Ивацевичей из объединенных партизанских групп сформировался партизанский отряд имени Г. Димитрова под командованием Д.С. Дмитриева. Боевая деятельность отряда проходила на территории Коссовского, Ружанского и Березовского районов. Диверсионной группой в отряде руководил отважный партизан Александр Иванович Самуйлик, любовно названный среди боевых товарищей «белорусским Чапаем» за внешнее сходство с известным командиром дивизии Гражданской войны, лихо закрученные усы и безграничную смелость. Родом Самуйлик был из деревни Мохро Ивановского района Брестской области, где до войны работал председателем сельского совета. Когда фашисты напали на нашу страну, сельский активист ушел в лес, где скрывалось немало советских воинов-окруженцев и местных жителей. Патриоты собирали оставшиеся на местах недавних боев оружие и боеприпасы, создавали партизанские группы, участвовали в боевых действиях и диверсиях против оккупантов.
Промозглой ноябрьской ночью 1942 г. диверсионная группа А.И. Самуйлика подошла к его родной деревне Мохро, в которой лютовал поповский сын бургомистр Анатоль Рубанович. Этот немецкий прихвостень составил списки на 62 человека – депутатов и активистов сельского совета – для передачи их в гестапо. Приняли решение направить к нему отважного партизана Леонида Бессоновского в форме красноармейца для доведения сообщения о том, что в здешних краях недавно высадился советский десант. Бессоновский с задачей справился успешно. Одновременно местный хуторянин Иосиф Павлюковец по распоряжению Самуйлика отправился к бургомистру за разрешением на рубку леса, где сообщил также, что в урочище Клубок видел советских бойцов с оружием и гранатами. Это он подтвердил и на допросе в комендатуре.
Разведчики партизанского отряда установили: со станции Любешов Волынской области, расположенной на левом берегу реки Стоход – притоке Припяти, по узкоколейке фашисты регулярно отправляют в город Камень-Каширский железнодорожные составы с награбленным у местного населения добром, а затем увозят в Германию. Через надежных людей партизаны узнали о том, что в начале ноября 1942 г. фашисты готовят для отправки очередной поезд с рождественскими подарками – зерном, птицей, медом, яйцами. Александру Ивановичу Самуйлику поступили предложения партизан – захватить вражеский эшелон и проехать по железной дороге по тылам фашистов с красным флагом. Что и говорить, предложение было заманчивое: успешно проведенная операция могла дать тройной эффект: можно и товарищей спасти от отправки в немецкую неволю, и награбленное добро у оккупантов отобрать, и показать людям, что жива еще Советская власть! Но уж очень рискованное это дело, ведь группа будет ограничена в каких-либо маневрах, полностью привязана к узкоколейке. Малейшая же неточность, самый незначительный промах грозили провалом всей операции. Здесь помимо исключительной смелости требовался еще и трезвый, холодный расчет.
Для осуществления этой дерзкой операции решили отобрать добровольцев. Первым отозвался отважный и находчивый разведчик Юрий Логинов. До войны он работал помощником машиниста паровоза на Южно-Уральской железной дороге, хорошо разбирался в технике. По замыслу операции ему отводилось место машиниста паровоза, который предстояло в бою захватить у врага.
В диверсионную группу попросилась и доброволец-партизанка Анна Рудько. В отряде она одинаково хорошо умела стрелять, кашеварить, перевязывать раны. В состав исполнителей этой операции также вошли Леонид Бессоновский, Иван Владимиров, Зиновий Абакумов, Василий Пукемов, Иван Савин. Все они были по-настоящему универсалами: умели поставить мины, подорвать рельсы, бесшумно снять часового, стрелять без промаха. С каждым из них Самуйлик не раз бывал в бою, ходил на диверсии и поэтому был уверен, что в любой, самой неожиданной и рискованной ситуации они не подведут.
5 ноября 1942 г. Самуйлик со своей группой оказался под Любешовом. По просьбе партизан местный житель Феликс Репетович ночью написал на красных полотнищах плакаты – «Смерть фашистским оккупантам!», «Да здравствует 25-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции!» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Партизаны вывели из строя телефонную связь на двухкилометровом участке Мохро – Одрижин, сожгли административное здание под Руцком, уничтожили мост через реку Стоход. Этими действиями партизаны создавали обстановку, чтобы у гитлеровцев и тени сомнения не было: у них в тылу появились вооруженные отряды красноармейцев.
По тылам врага на захваченном поезде
Чуть забрезжил ноябрьский рассвет и партизаны, бережно уложив в вещмешки написанные лозунги, снялись со стоянки, подобрались бесшумно к железнодорожному полотну неподалеку от полустанка Своротная. На этом месте в засаде они пролежали всю ночь и утро 6 ноября 1942 г. К одиннадцати часам утра к полустанку приближался поезд из 16 вагонов и платформ, в каждом из которых находилась вооруженная охрана. Как только поезд показался из-за поворота, переодетый в форму железнодорожника партизан Леонид Бессоновский, энергично размахивая красным сигнальным флажком, двинулся навстречу приближающемуся железнодорожному составу. Машинист паровоза, заметив тревожные сигналы железнодорожного обходчика, означающие какую-то опасность, резко сбавил ход. Это позволило Юрию Логинову, ухватившись за поручни паровоза, резко подняться в будку машинистов. Паровозная бригада, состоявшая из двух машинистов-местных жителей, которых немцы заставили вести поезд, беспрекословно подчинилась партизанам. Из вагонов показалась встревоженная охрана, по которой одновременно с обеих сторон железнодорожной дороги ударили партизанские автоматы. Часть вражеского охранения полегла под прицельным огнем из засады, остальные охранники разбежались в лесу.
Вот как описывает те далекие грозные события белорусский журналист Михаил Рылко в книге «Красный поезд», изданной в 1984 г. в одном из столичных издательств к 40-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. «Начало партизанскому рейсу было положено. Самуйлик подает команду: «Снарядить агитпоезд!». Ребята бросились помогать Анне прикрепить к наружным стенкам вагона лозунги, а на трубе паровоза водрузили флаг с призывом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». На одной из платформ стояла веялка. Партизанский боец Владимиров ловко приспособил ее для своего «дегтярева». Остальные партизаны разместились по вагонам так, чтобы при подходе к станциям можно было вести огонь сразу со всех стволов. Враг ни в коем случае не должен догадаться о малочисленности отряда».
И вот поезд снаряжен в рискованный и тревожный путь. Логинов занял место машиниста, подал сигнал отправления. Так начался сорокакилометровый рейс горстки патриотов, которых впоследствии фашисты окрестили «крупными десантными силами большевиков». Партизаны Абакумов и Савин обошли все захваченные вагоны, переписали награбленное немцами добро и составили соответствующий акт, на котором командир диверсионной группы А.И. Самуйлик красным карандашом наложил резолюцию: «По случаю праздника Октября раздать продукты населению».
На станциях и полустанках, около расположенных близко к железной дороге деревень, партизаны делали короткие остановки, проводили митинги, раздавали собравшимся все, что содержалось в вагонах – зерно, муку, сало, кур, гусей, яйца… На каждой остановке Самуйлик, подкрутив чапаевские усы, подняв над головой папаху с красной лентой, перед собравшимися жителями взволнованно говорил: «Победа будет за нами! Чтобы приблизить ее час, вливайтесь в партизанские отряды, будем громить врага всем народом! Пусть горит земля под ногами фашистов!».
Станцию Мохро, где стоял крупный немецкий гарнизон, партизаны пролетели на полном ходу, обстреляв из пулемета и автоматов опешивших от неожиданности гитлеровцев.
На одном из полустанков Самуйлик приказал остановиться и подготовить обоз, загрузить его продуктами и доставить в партизанский лагерь. Для сопровождения обоза командир выделил группу во главе с Павлюковцем – знатоком здешних мест и отважным партизанским разведчиком – в составе Анны Рудько, партизан Абакумова, Савина, Пукемова.
На станции Вулька сделали очередную кратковременную остановку, выгрузили остатки продуктов, сняли красный флаг и лозунги. Крестьяне помогли загрузить железнодорожный состав соломой. Бессоновский с зажженным факелом быстро обежал вагоны. Солома моментально воспламенялась, ярко-желтые язычки пламени пробились к оконным рамам, стали лизать крыши вагонов. В будке горящего поезда остался машинист Логинов, поезд набирал скорость и приближался к разрушенному мосту через реку Пина. В самый последний момент бесстрашный партизан Логинов выпрыгнул из провоза, скатившись вниз под откос, услышал взрыв парового котла, страшный скрежет металла. В условленном месте в урочище Клубок его поджидали боевые товарищи. Борьба против оккупантов продолжалась, вскоре А.И. Самуйлика назначили командиром партизанского отряда им. С.М. Кирова Брестской области. За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, Алекасндр Иванович был награжден орденом Ленина.
После войны более тридцати лет Самуйлик проработал на различных должностях в Каменецком районе, удостоен звания «Почетный гражданин» города Каменца. Умер белорусский Чапай в 1989 году. Благодарные земляки назвали в его честь одну из новых улиц райцентра. В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранится переданный в послевоенное время Самуйликом самодельный флаг «огненного поезда» из красного ситца с изображением герба СССР и надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Фотографии А.И. Самуйлика и его боевых товарищей размещены в инфотерминале партизанского зала музея. Материал о герое-партизане А.И. Самуйлике и легендарной операции бережно собран в историко-краеведческом музее ГУО «Мохровская средняя школа» Ивановского района Брестской области.










Николай Шевченко, помощник директора Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, член Белорусского союза журналистов