+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

Жизнь на полном ходу


11.03.2017 г.

Завтра исполняется 100 лет
со дня рождения почетного железнодорожника,
машиниста паровоза Елены Чухнюк.

     Имя этой героической женщины знают не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Она стала одной из первых в СССР железнодорожниц, которой в 1943 году за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта было присвоено звание Героя Социалистического Труда. На тот момент ей было всего 26 лет.
Публикация в газете «Советская Белоруссия» году в честь железнодорожницы 

…    Елена Мироновна родилась 12 марта 1917 года в селе Дьяковка Винницкого уезда Подольской губернии. В 1938-м поступила на курсы помощников машиниста при паровозном депо Гомель.
     А спустя два года, набравшись опыта, 23-летняя девушка сама встала за правое крыло. Водила большегрузные поезда в Оршу, Могилев, Чернигов. В 1941-м ей присвоили звание «Почетный железнодорожник». В истории предприятия Елена Чухнюк – единственная женщина-машинист паровоза.
…    В то июньское раннее утро 1941 года ее бригада привела в Чернигов состав из Гомеля. Из воспоминаний Елены Мироновны: «На всей станции не было ни души… Я пошла к дежурному. «Что случилось?» – шепотом спросила я и услышала: – «Война…».
     Вдруг тишину нарушила сирена воздушной тревоги: немецкий самолет медленно разворачивался в сторону станции, готовясь сбросить бомбы. Елена Мироновна решила отвлечь летчика и начала выводить состав. Чтобы сбить его с толку, она сначала набирала скорость, а потом резко тормозила. Благодаря этому, сброшенные снаряды взрывались то позади, то впереди поезда, не причиняя ему вреда. Растратив весь боезапас, самолет улетел, а Елена Мироновна вернула состав целым на станцию.
      В шаге от смерти она бывала не раз. Но никогда не теряла присутствия духа. К примеру, в Брянске увела эшелон с ранеными, когда фашисты прямой наводкой батарей обстреливали станцию.
     Новый этап в работе всего прифронтового железнодорожного транспорта начался после организации паровозных колонн особого резерва НКПС. С 1942 года Елена Чухнюк – старший машинист  - паровозной колонны № 4, возглавляла комплексную бригаду паровоза ЭМ723-88.
     С января по август 1942 года - от станции Иловля до станции Свияжск была проложена знаменитая Волжская рокада, которую защитники Сталинграда называли «Дорогой жизни». По ней в город Елена Чухнюк водила эшелоны с боеприпасами и продовольствием.
      Железнодорожную артерию фашисты бомбили беспрерывно. На станции Петров Вал, куда Чухнюк привела в один из дней свой эшелон, все пути были забиты. Из воспоминаний Елены Мироновны: «Вдруг тревожно разнеслось: «Воздух!» Вот-вот налетят стервятники. На соседнем пути стоит санитарный поезд с ранеными. А у меня за спиной 38 вагонов с авиационными снарядами! Попадет хоть в один вражеская бомба – не будет ни дороги, ни станции, сотни людей погибнут».
     Паровоз начал набирать скорость, подтолкнув оказавшиеся у него на пути порожние вагоны. Гитлеровские летчики, заметив маневр, рванули за составом. Станция осталась позади, когда один из самолетов начал заходить в пике. Елена Мироновна резко затормозила. Группа порожних вагонов оторвалась и скрылась за поворотом. Оттуда послышались разрывы – началась бомбежка. А ее состав с боеприпасами остался цел.
     Однажды на том же Петровом Валу при налете вражеских бомбардировщиков железнодорожница была ранена.
     Вскоре паровозную колонну № 4 отправили в глубокий тыл. На Северо-Печорской железной дороге Елена Чухнюк водила поезда с углем. В сложных условиях организовала скоростное движение угольных маршрутов, сократив время доставки грузов в три раза. Летом 1944 года ее снова перебросили к фронту: Курское направление (Брянск – Унеча – Сухиничи), участки Юго-Западной и Львовской железных дорог.
     После войны Елена Чухнюк окончила Московский электромеханический институт инженеров транспорта, работала в Министерстве путей сообщения СССР. Ее именем назван электропоезд ЭТ2М-045 Октябрьской железной дороги, локомотивное депо Крюково и дизель-поезд ДР1Б-505 локомотивного депо Гомель.

     Елена Мироновна ушла из жизни 10 мая 2014-го. В том же году в честь железнодорожницы на здании локомотивного депо Гомель установили мемориальную доску (на фото).


Екатерина КОТЛОВСКАЯ,
научный сотрудник Белорусского
государственного музея истории
Великой Отечественной войны

Огненный партизанский поезд 17 апреля 2017
Пароль - «Борис Лунц» 8 февраля 2017