+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

Фалалеев Федор Яковлевич, Маршал авиации


(Маршал авиации Ф. Я. Фалалеев. Из фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны)

 

30.05.2019 г. исполнилось 120 лет со дня рождения советского военачальника Фалалеева Федора Яковлевича.

Будущий Маршал авиации родился 19 (31) мая 1899 г. в деревне Полянская Вятской губернии (Можгинского р-на Удмуртской АССР) в многодетной крестьянской семье. Он был третьим ребенком в семье, в которой было еще 17 братьев и сестер. Но выжили только шестеро.

Из-за бедности семьи окончил только пять классов школы. С раннего детства был приучен к труду. А с 13 лет стал работать самостоятельно. Сначала работал у местного купца, а затем устроился на Ижевский оружейный завод. В августе 1918 г. встал на сторону большевиков, вступил в Российскую Коммунистическую партию (большевиков), стал секретарем местной ячейки.

В мае 1919 г. добровольцем вступил в Красную Армию. В гражданскую войну занимал различные командные должности: от командира отделения пулеметной команды до военного комиссара различных частей и соединений.

Воевал против армий адмирала А. В. Колчака и генерала П. Н. Врангеля, а также против многочисленных банд на территории южной Украины, особенно против махновцев.

В это время он познакомился со своей будущей женой Верой Алексеевной Полевой. В январе 1924 г. у них родилась единственная дочь, которую назвали Клацета (в честь Клары Цеткин).

После Гражданской войны Федор Яковлевич занимался политической и боевой подготовкой в различных воинских частях на Украине.

Проходил обучение в Высшей тактико-стрелковой школе командного состава «Выстрел», окончил курсы командиров-военачальников при Военно-политической академии в Ленинграде.

 

А в августе 1932 г. Федор Яковлевич был назначен инспектором Смоленской авиационной бригады. Закончил при бригаде курсы летчиков-наблюдателей, затем — Качинскую военную школу летчиков и продолжил обучение на оперативном факультете Военно-воздушной академии им.       Н. Е. Жуковского.

В ноябре возглавил дальнеразведывательную авиаэскадрилью смешанной авиабригады в Смоленске. За полтора года командования эскадрильей Федор Яковлевич и сам летал на самолёте-разведчике Р-6, прыгал с парашютом, а эскадрилья не имела лётных аварий, была лучшей по боевой подготовке во всей бригаде. В 1936 г.  Федор Яковлевич стал командиром бригады в Смоленске, а затем — в Брянской области.

В августе 1939 г. получил назначение заместителем командующего по Военно-воздушным силам Витебской армейской группировки (позднее 3-я армия Западного Особого военного округа).  В сентябре 1939 г. войска этого соединения принимали участие в походе Красной Армии в Западную Беларусь.

Служил на Дальнем Востоке. С апреля 1941 г. — первый заместитель начальника Главного управления Военно-воздушных сил Красной Армии. В этой должности его и застала Великая Отечественная война.

 

22 июня 1941 г. немецко-фашистские войска вторглись на территорию Советского Союза. В это время Ф. Я. Фалалеев инспектировал авиацию Киевского Особого военного округа. Уже в первый день войны он принял командование авиацией 6-й общевойсковой армии, затем - Юго-Западного фронта, а спустя еще несколько дней, и всего Юго-Западного направления. Началась напряженная работа по координации действий Военно-воздушных сил, организации взаимодействия с другими родами войск, подготовке мест для аэродромов, формированию новых частей и соединений.

В феврале 1942 г. Федору Яковлевичу Фалалееву было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации.

Летом 1942 г. из-за задержки выполнения постановления Государственного комитета обороны о демонтаже реактивных снарядов РС-82 с истребителей Федора Яковлевича сняли с должности и вызвали в Москву.

 

Но уже через месяц по предложению командующего ВВС Красной Армии А. А. Новикова и согласия И. В. Сталина он был назначен заместителем командующего Военно-воздушными силами, а затем — начальником штаба — первым заместителем командующего Военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии, и членом Военного Совета. Многократно заменял командующего ВВС во время его многочисленных выездов на фронт.

За это время он внес значимый вклад в развитие авиации. Проводилась реорганизация Военно-воздушных сил Красной Армии. Совершенствовалась работа штабов. По его указанию были разработаны новые образцы боевых донесений и оперативных сводок. Ужесточалась дисциплина в штабах. Были приняты меры к установлению тесной связи штаба Военно-воздушных сил с другими подразделениями авиации (авиации дальнего действия, авиации флота и др.). Создавались резервные авиационные части.

В середине ноября 1942 г. по поручению наркома иностранных дел В. М. Молотова вел переговоры с французским генералом Эрнестом Пети о формировании авиаэскадрильи «Нормандия» (будущий авиаполк «Нормандия-Неман»).

После этого ему была поручена координация действий авиачастей на правом фланге Юго-Западного и Воронежского фронтов в Сталинградской битве.

 

К 1943 г. Красная Армия понесла значительные людские потери. Пехотинцев решили набирать, в том числе, и из «второстепенных» подразделений авиации: из батальонов авиационного обслуживания, инженерных частей и т. д. Этому Федор Яковлевич воспротивился. И вскоре по его просьбе И. В. Сталин подписал постановление о запрете брать бойцов из ВВС.

Весной 1943 г. Фалалееву было присвоено звание генерал-полковника. Но многие часы напряженной работы сказывались на состоянии здоровья. Тогда же он пережил свой первый инфаркт.

После возвращения в строй в июне 1943 г. назначен вторым заместителем командующего Военно-Воздушных сил Красной Армии.

 

1 сентября 1943 г.  по просьбе Маршала Советского Союза Василевского Федор Яковлевич в качестве представителя Ставки по наземным войскам убыл на фронт для координации и руководства боевой работой авиации Юго-Западного и Южного (с 20 октября 1943 года — 3-го и 4-го Украинского) фронтов.

 

(Генерал-полковник авиации Ф. Я. Фалалеев. Из фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны)


С февраля по апрель 1944 г. находился в госпитале из-за второго инфаркта. Позже вернулся к работе, несмотря на рекомендации врачей о дополнительном отдыхе.

В качестве представителя Ставки Верховного Главнокомандования координировал действия военно-воздушных сил при освобождении Крыма в апреле-мае 1944 г., а затем в ходе Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион». В этой операции важная роль отводилась именно авиации.

Наступление советских войск началось 23 июня 1944 г. Согласованные по месту и времени удары сухопутных войск и авиачастей завершились быстрым прорывом обороны и разгромом значительных сил противника. Красная Армия освободила Беларусь, большую часть Литвы, часть Латвии и восточные районы Польши. После этого Ф. Я. Фалалеев продолжал руководить действиями авиации в боях в Прибалтике и Восточной Пруссии.

 

18 августа 1944 г. генерал-полковнику авиации Фалалееву Федору

Яковлевичу было присвоено звание Маршала авиации.

 

 

 
(Маршал авиации Ф. Я. Фалалеев. Из фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны)

 

В феврале 1945 г. Фалалеева отозвали в Москву для замещения     А. А. Новикова, убывшего на фронт. В штабе началась работа по формированию крупных резервов авиации для будущих решающих сражений.

После победы Федор Яковлевич продолжил службу в авиации. Участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 г., в работе военной делегации от СССР на Потсдамской конференции с 17 июля по 2 августа 1945 г

В июле 1946 г. его назначили начальником Военно-воздушной академии в подмосковном Монино. Под его началом академия значительно преобразилась. Укрепилась дисциплина. Летчики-курсанты стали больше времени уделять практическим навыкам управления самолетом. В разы увеличился налет на самолетах (в 1948 г., почти в 3,5 раза, по сравнению с 1946 г.). Также по инициативе Федора Яковлевича был издан уникальный сборник статей 100 учащихся академии — Героев Советского Союза о наиболее интересных боевых эпизодах и приемов ведения воздушных боёв. Содействовал научной работе, развитию физкультуры и спорта, художественной самодеятельности в академии. Заботился и об инфраструктуре учреждения.

Но в феврале 1949 г. Федор Яковлевич перенёс свой третий инфаркт, после которого восстановиться полностью уже не смог. В начале 1950 г. он подал рапорт об отставке по состоянию здоровья.

А 8 августа 1955 г. сердце Маршала авиации Федора Яковлевича Фалалеева навсегда остановилось. Его похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище.

 

За годы многолетней службы Ф. Я. Фалалеев был награжден многочисленными орденами и медалями, среди которых орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, два ордена Суворова I степени, орден Кутузова I степени, орден «Знак Почета» и другие награды, включая иностранные.

 

В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранятся четыре фотографии Федора Яковлевича Фалалеева.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

 

1)    Командный и начальствующий состав Красной армии в 1940—1941 гг.: Структура и кадры центрального аппарата Народного комиссариата обороны СССР, военных округов и общевойсковых армий: Документы и материалы. — М.; СПб.: Летний сад, 2005. — с. 81, 90, 210

2)    Советская военная энциклопедия. — М.: Военное издательство, 1976—1981. — Т. 8. — С.246.

3)    Фалалеев Ф.Я. В строю крылатых. Из воспоминаний. – Ижевск: «Удмуртия», 1978.

 

Младший научный сотрудник                                                                                                        Волощук Д. С.     
отдела научно-просветительской работы

Герой Советского Союза Иван Елисеевич Самбук 26 июля 2019
Герой Советского Союза Тихон Пименович Бумажков 26 июня 2019