Дикан Игнатий - один из организаторов и руководителей партизанского движения
|
|
|
Личные вещи Дикана И.М.: погоны, фуражка, папаха |
|
Портрет И.М. Дикана. Шибнев А.Д. 1944. Холст, масло |
Наиболее ценным источником информации для нас является рукописная автобиография от 28 ноября 1947 г., из которой мы узнаем о жизненном пути Дикана И.М.
Родился Игнатий Максимович в семье бедного крестьянина в 1900 г. в деревне Раевские (сейчас это деревня в Козенском сельсовете Мозырьского района Гомельской области). Там же в период 1911 – 1915 гг. учился в сельской школе, затем работал в сельском хозяйстве. В 1918 г. работал секретарем Нагорно-Раевского комитета бедноты, а 5 января 1919 г. был избран секретарем Нагорно-Раевского сельского совета, где работал до 1926 г. С 1926 г. до февраля 1929 г. был председателем Бобренятского сельского совета, одновременно руководя Бобренятским делегатским пунктом, а с 1927 г. являлся секретарем местной (Бобренятской) ячейки КП(б)Б.
Работая, Дикан И.М. занимался и своим образованием. В автобиографии он вспоминал: “В 1926 г.окончил 3-х месячную партшколу передвижки, 3-х месячные курсы совстроительства в м. Скрыгалово. В 1929 г. окончил 3-месячные курсы сельскохозяйственного кредита в г. Минске”. И после окончания курсов изменилась сфера деятельности Игнатия Максимовича – свою работу он связал с финансами. Так, в 1929 г. он избирается председателем Люденевичского сельскохозяйственного кредитного товарищества Житковичского района, где работает до его ликвидации в августе 1930 г. Одновременно работал секретарем ячейки КП(б)Б в м. Люденевичи, руководителем Люденевичского делегатского пункта, был членом Житковичского РК КП(б)Б и заместителем председателя “райколхозсоюза”. С августа 1930 г. по август 1931 г. работал управляющим Озаричского районного отделения Госбанка и секретарем ячейки КП(б)Б м. Озаричи. В августе 1931 г. был направлен Центральным Комитетом КП(б)Б в Тереховский район Гомельской области, где до 1938 г. был управляющим районного отделения Госбанка. Одновременно являлся секретарем финансово-банковской ячейки КП(б)Б (с 1931 г. по 1938 г.) и внештатным партийным следователем Центральной Контрольной комиссии рабоче-крестьянской инспекции Беларуси с 1933 г. по 1935 г. С января 1938 г. до июля 1939 г. являлся председателем Тереховского райисполкома и членом бюро РК КП(б)Б. В 1938-1939 гг. окончил 6-месячные курсы совстроительства при Совете Народных Комиссаров БССР в г. Минске. В 1939 г. был избран депутатом Гомельского областного Стрешинского районного совета депутатов трудящихся и членом бюро Стрешинского РК КП(б)Б. В июле того же года ЦК КП(б)Б направил Дикана И.М. в качестве председателя райисполкома в новоорганизованный Стрешинский район, где он и работал до начала Великой Отечественной войны.
Довоенная работа Игнатия Максимовича, его партийная деятельность и большой опыт работы с людьми положительно скажутся на организации партизанского движения. В начале Великой Отечественной войны он возглавлял штаб районного истребительного отряда (до 14 августа 1941 г.), ведя бои и уничтожая врага в деревнях Жлобинского района: Стрешин, Папоротное, Скепня и других. С оккупацией немецко-фашистскими захватчиками Белорусской ССР, Игнатий Максимович эвакуировался и с сентября 1941 г. до марта 1942 г. работал заместителем директора Степановской МТС Чкаловской области, находясь в распоряжении ЦК КП(б)Б. С марта 1942 г. по 2 июля 1942 г. был “комиссаром 3-го особого взвода при 33-й стрелковой пехотной бригаде Особого белорусского сбора в Ореховце Муромского района Горьковской области”.
Особый белорусский сбор - место формирования и обучения партизанских отрядов, с целью развития борьбы и для установления взаимодействия с существующими партизанскими группами и отрядами в тылу врага. Он располагался в урочище Горелый Лес у поселка Ореховец Кулебакского района Горьковской области.
И именно оттуда в составе подготовленной небольшой группы Дикан И.М. был направлен в знакомые ему белорусские леса. Вот как об этом говорится в книге “Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 – июль 1944)”: “22 июня 1942 г. по заданию ЦК КП(б)Б из советского тыла направлена организаторская группа И.М. Дикана - С.М. Белых (16 чел.). 5 октября она прибыла в Журавичский район. К декабрю группа численно выросла и оформилась в отряд. Сначала она действовала самостоятельно, а с февраля 1943 г. – в составе 8-й Рогачевской бригады, 11 марта 1943 г. отряд передан для формирования 10-й Журавичской бригады. В конце февраля 1943 г. отряду присвоено номерное обозначение 256-й, а 16 июля 1943 г. – имя И.В. Сталина”. Таким образом, Игнатий Максимович был причастен к формированию 256-го партизанского отряда, где он, с февраля по март 1943 г., был комиссаром. Так же в период март-сентябрь 1943 г. он был комиссаром 10-й Журавичской бригады Гомельской области.
Вот как об этом вспоминает сам Игнатий Максимович в своей автобиографии: “20 июля 1942 г. направлен ЦК КП(б)Б в тыл противника, в Журавичский район Гомельской области. Как командир-организатор партизанского движения с 13-ю человеками, где и действовали до 27 сентября 1943 г. Организовали 2 бригады из 13-ти партизанских отрядов. Ко дню соединения с Красной Армией насчитывали до 800 бойцов”. Как итог борьбы с врагом из той же автобиографии узнаем: “Уничтожено 85 немецких гарнизонов, пущено под откос более 200 вражеских эшелонов с живой силой и техникой. Уничтожено более 100 ж/д и шоссейных мостов. Убито более 10 000 вражеских солдат и офицеров”. Цифры говорят сами за себя. И несмотря на то, что эта заслуга принадлежит не лично Игнатию Максимовичу, его роль в уничтожении как живой силы врага, так и материально-технической базы, в том числе коммуникаций, велика – для успеха всего дела необходимы тщательное планирование и граммотное управление, чем он и занимался. Но свою работу описывает в автобиографии Игнатий Максимович кратко: “В тылу врага работал на должностях командир-комиссар партизанских отрядов и бригад Гомельского соединения. Секретарь подпольного Журавичского РК КП(б)Б и член редколлегии журнала Народный мститель”. Подтверждением последнего может послужить еще один музейный предмет. В фондах хранится уникальная коллекция самодельных рукописных партизанских журналов, которая имеет 1-ю категорию ценности (к которой относят наиболее уникальные историко-культурные ценности, художественные, эстетические и документальные достоинства которых представляют международный интерес). В одном из них мы можем видеть имя Дикана И.М. как одного из членов редакционной коллегии.
|
Рукописный журнал "Народный мститель", в котором Дикан И.М. был членом редакционной коллегии |
|
Газета "Советская Белоруссия" № 162 за 1 сентября 1944 г.: вручение Дикану И.М. ордена Ленина |
|
группа работников БШПД (слева направо): П.З. Калинин, И.М. Дикан, А.А. Прохоров, подполковник Потапенко. |
В конце хотелось бы привести строки из воспоминаний Ермакова А.И., бывшего партизана 10-й Журавичской партизанской бригады, которые приведены в сборнике материалов и воспоминаний Александра Климовича “10-я Журавичская партизанская бригада”: “… между собой мы его просто называли Максимычем. Наш Максимыч – гордо говорили мы. А себя называли диканцами. Был наш комиссар гражданским человеком… А началась война и он вместе со всеми добросовестными людьми, встал на защиту Отечества. Он делил с нами рядовыми все трудности партизанской жизни, был душой отряда, нашим духовным отцом. Спокойный, уравновешенный и в то же время имел твердый принципиальный характер. К нашему комиссару часто обращались местные партизаны по личным делам, чаще всего с вопросами как быть с семьями, которых преследуют полицаи и фашисты. Позже когда у нас за Сожем была создана своя база, этот вопрос решался проще, мы детей и женщин устраивали в хозяйственную часть бригады. А осенью 1942 года такой возможности не было, и каждый такой случай решался в очень трудных и сложных условиях. Но наш комиссар всегда находил выход каким-то образом решить вопрос.
Запомнился мне Максимыч и в бою около деревни Лозово весной 1943 года. Это был тяжелый бой, который тянулся целый день до самой темноты. Фашисты бросили против нас даже армейские части, которые двигались на фронт. В небольшом лесу, около Лозово мы заняли круговую оборону, отбивая атаки фашистов и полицаев. Отряды в этот критическое время держались мужественно. Комиссар был у всех на виду. Мы все его любили как родного отца. Каждому из нас хотелось сделать что – то приятное для нашего Максимыча. Однажды, возвращаясь с удачно проведенной операции, партизаны показывали свои трофеи. В числе других трофеев у меня был немецкий карманный фонарик. Он всем очень понравился. Подари его Максимычу – предложил кто-то из присутствующих. И я с удовольствием сделал это.
Когда мы узнали, что нашему комиссару присвоили звание генерал-майора, то нисколько не удивились. Он действительно заслужил это высокое звание. Огромная работа легла на его плечи и после соединения с войсками Красной армии. Игнат Максимович не знал покоя ни днем, ни ночью. Он был постоянно в дороге, в поездках по районам. Он и умер в дороге в одном из отдаленных районов области”.
Отдав всего себя работе, умер Игнатий Максимович Дикан в 1948 году в возрасте 48 лет. Похоронен в городе Бобруйск Могилёвской области.
Литература и источники:
1) Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны (БГМИВОВ). - НВ 005888. Подлинник.
2) БГМИВОВ. - НВ 005889. Подлинник.
3) Климович, А. 10-я Журавичская партизанская бригада: Сборник материалов и воспоминаний.: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.litmir.me/. Дата доступа: 19.05.2020
4) Партизаны Беларуси [Электронный ресурс] Режим доступа: https://partizany.by/. Дата доступа: 15.05.2020
5) Казачёнок, В. В тёмных Муромских лесах / В.Казачёнок // Армия. – 2012. - №6. – С. 44-51.
6) Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны / [Манаенков А.Л., Горелик Е.П., Маркова А.Ф. и др.]. – Мн.: Беларусь, 1983 – С. 379
Научный сотрудник отдела письменных и изобразительных источников
Голубовская Юлия Вячеславовна