+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

Курская огненная дуга (продолжение 1)

29.04.2015 К 70-летию Великой Победы, Свежий выпуск # Выпуск № 77

начало > 24 апреля 2015 г.

 
     Обе воюющие стороны — и Германия, и Советский Союз — перешли к жесткой обороне и приступили к активной подготовке действий в летне-зимней кампании 1943 года. Гитлеровское командование планировало завершить разгром крупной группировки войск Красной Армии в районе Курского выступа, а затем добиться полной победы в войне против Советского Союза. Для этого, считал Гитлер, нужно создать крупную группировку войск, оснащенную новой, более мощной техникой и вооружением (в частности, танками, противотанковыми средствами и авиацией), подготовить и провести большую стратегическую наступательную операцию. Он усилил группы армий «Центр» и «Юг» войсками и в апреле утвердил разработку операции «Цитадель».
     Гитлер планировал нанести главные удары по войскам Центрального и Воронежского фронтов, оборонявшим Курский выступ. Один — из района южнее Орла группой армий «Центр» (командующий — фельдмаршал Клюге), другой — из района севернее Харькова силами группы армий «Юг» (командующий — фельдмаршал Манштейн) по сходящимся направлениям на Курск. Окружить и разгромить там войска Красной Армии, затем нанести стремительный удар в тыл Юго-Западного фронта, выйти на Дон, Волгу, потом на Москву. Или сразу развить успех на северо-восток в обход Москвы, чтобы выйти в тыл всей центральной группировки советских войск и овладеть Москвой.
     Для проведения операции «Цитадель» германское командование к началу наступления сосредоточило до 900 тысяч солдат и офицеров наземных войск, около 10 тысяч орудий и минометов, 2.700 танков и самоходных орудий. Дополнительно можно было привлечь с флангов до 20 дивизий.
 
     Замыслы сторон (более подробную схему можно увидеть в книге «О битве под Курском», Минск, 2012)
     Для поддержки с воздуха в районах боевых действий планировалось привлечь три четверти всей авиации противника, действовавшей на советско-германском фронте (более двух тысяч самолетов).
     Советское руководство тщательно продумало подготовку к решающей битве под Курском. Одним из важных вопросов было увеличение выпуска военной продукции и совершенствование ее качества. В 1943 году советские танкостроители создали 21 образец новых типов танков и самоходно-артиллерийских установок. С середины 1943 года начался выпуск танков Т‑34 с 85‑мм пушкой (Т‑34-85),которая успешно поражала немецкие «тигры», «пантеры», «фердинанды». В сентябре вышел тяжелый танк — ИС (Иосиф Сталин) с 122‑мм пушкой. С января 1944 года пошли на фронт самоходно-артиллерийские установки: САУ‑122, САУ‑152, САУ‑85. Венцом были ИСУ‑122 и ИСУ‑152 («Зверобой»). Нам было чем уничтожать немецкие танки и самоходные орудия. Танки Т‑70 выпускать прекратили, на их базе выпускали САУ‑76. Совершенствование качества и количества военной продукции проводилось во всех родах войск и видах Вооруженных Сил (в авиации, артиллерии, инженерных войсках и др.).
     Важная задача состояла в совершенствовании организационных структур. В то время активно создавались танковые и механизированные корпуса, которые могли действовать самостоятельно или входили в состав танковых армий. Существовало три танковые армии (1 ТА — М. Е. Катукова, 2 ТА — А. Г. Родина (временно), 3 ТА — П. С. Рыбалко). Формировались еще две танковые армии: 4 ТА (генерал-лейтенант В. М. Баданов) в составе 2 гв. тк, 23 тк, 1 мк (срок готовности 15 апреля 1943 года) и 5‑я гвардейская танковая армия П. А. Ротмистрова в составе 3 гв. тк, 29 тк и 5 гв. мк (срок готовности 25 марта 1943 года).
     Решающей была задача принять правильное решение о действиях войск по месту и времени в назревающей битве. Советская разведка своевременно вскрыла планы гитлеровского наступления. Ставка Верховного Главнокомандования по согласованию с Генеральным штабом, с учетом предложений Центрального и Воронежского фронтов приняла решение обессилить наступающего противника в оборонительных боях, а затем контрнаступлением завершить его разгром.
Важная работа проводилась по инженерному оборудованию района боевых действий.
     Для надежного успеха при ведении оборонительных действий создавались: три полосы армейские, три фронтовых рубежа (ЦФ и ВФ) — глубиной 150—190 км. Внимательно продумано было глубокое насыщение крупными резервами, расположенными по фронту на 550—600 км и в глубину от 50 км до 250 км. В глубине создавался Степной округ (командующий — генерал-полковник М. М. Попов), переименованный в последствии в Степной фронт (командующий — генерал-полковник И. С. Конев). В составе этого округа и формировалась 5‑я гвардейская танковая армия. О ее боевых действиях на Курской огненной дуге поговорим ниже.
     Формирование 5 гв. ТА закончилось 14 марта 1943 года в районе Миллерово. В этот район прибыли все предназначенные для нее соединения и части. Руководящий состав назначен Ставкой заранее: командующий — генерал-лейтенант П. А. Ротмистров, член Военного совета — генерал-майор П. Г. Гришин, начальник штаба — генерал-майор В. Н. Баскаков, заместитель командующего — генерал-майор К. Г. Труфанов. Армия могла уже действовать как боевой организм. Вскоре она была передислоцирована ближе к фронту в район юго-восточнее Острогожска, где более трех месяцев войска и штабы занимались подготовкой к боевым действиям.
     После излечения в феврале 1943 года я, лейтенант А. Ф. Фень, прибыл в 31‑ю танковую бригаду (31 тбр) на должность командира танкового взвода. Эта бригада входила в состав 29‑го танкового корпуса (29 тк), который тоже здесь формировался из отдельных бригад: 25‑й, 31‑й, 32‑й танковых и 53‑й мотострелковой. Командовал корпусом генерал-майор Ф. Г. Аникушкин, а 31‑й танковой бригадой — полковник С. Ф. Моисеев.
     К этому времени мы знали, что в боях предстоит встретиться с сильными противотанковыми средствами врага: самоходно-артиллерийскими установками «Мардер», StuC II с 75-мм длинно­ствольной пушкой, вновь выпущенными танками «тигр», «пантера» и самоходным орудием «Фердинанд». Настойчиво изучали их сильные и слабые стороны, способы борьбы с ними. Такое насыщение врага противотанковыми средствами нас тревожило. И в этих условиях активная работа политработников имела большое воспитательное значение. Особенно для молодежи, коей было большинство и в ротах, и в батальоне.
 
Командующий 5 гв. ТА генерал-лейтенант П. А. Ротмистров

Прохоровское встречное танковое сражение
     5 июля 1943 г. противник перешел в наступление, как и планировал, нанесением встречных ударов на Курск из Орловского и Харьковского выступов. На Орловско-Курском направлении он продвинулся всего на 10—12 км. И к 12 июля вынужден был остановиться. Заблаговременная, с упреждением проведенная артиллерийская контрподготовка Центральным фронтом Красной Армии нарушила план группы войск «Центр» вовремя и организованно провести свою артподготовку и начать наступление. Наступавшие на орловском направлении 2‑я танковая и 9‑я общевойсковая немецкие армии понесли большие потери и были вынуждены перейти к обороне. Переданные в состав Западного и Брянского фронтов 4‑я и 3‑я танковые армии в тесном взаимодействии с общевойсковыми соединениями 12 июля перешли в наступление. А через три дня начал наступление Центральный фронт. Орловская группировка врага была расчленена на части и разгромлена. Войска Красной Армии на этом направлении к 18 августа 1943 г. вышли на рубеж: Киров—Белые Берега (20 км вост. Брянска)—  Дмитриевск-Орловский.
     Иная обстановка сложилась на харьковском направлении. Здесь на Обоянь — Курск наступала 4‑я танковая армия врага (52 ак, 48 тк, 2 тк СС). В состав 2‑го танкового корпуса СС входили отборные танковые дивизии «Райх», «Адольф Гитлер», «Мертвая голова». В 48‑й танковый корпус — 11‑я и 3‑я танковые дивизии, моторизованная дивизия «Великая Германия» и две пехотные дивизии. Основная группировка 4‑й танковой армии противника наносила главный удар на Обоянь. К 8 июля войска 4 ТА врага подошли к Кочетовке в 25 км южнее Обояни. Дальнейшее продвижение их было остановлено жесткой обороной 1‑й танковой и 6‑й гвардейской армиями, мощными контрударами 2‑го и 5‑го гвардейских танковых корпусов (командиры — А. С. Бурдейный и А. Г. Кравченко) по флангам.
     После неудачных попыток прорваться на Курск в обоянском направлении враг решил нанести удар по Прохоровке, обойти Обоянь с востока и продолжить наступление на Курск. Через Прохоровку проходила железная дорога Курск — Белгород с разъездом в Александровский, что содействовало успеху вражеским войскам в наступлении. К 11 июля немецкое командование группы армий «Юг» сосредоточило на прохоровском направлении около 700 танков и самоходных орудий (из них 100 тяжелых!). А в районе Мелехово (40 км южнее Прохоровки) сосредоточилось до 300 танков и самоходных орудий 3‑го танкового корпуса оперативной группы «Кемпф». Они с пехотой форсировали реку Северный Донец южнее Белгорода и развивали наступление в северо-восточном направлении вдоль реки и на Новый Оскол.
Генерал-майор в отставке Александр Фень
продолжение следует

Полный кавалер ордена славы — в 16 лет 30 апреля 2015
На берегу реки Пины 27 апреля 2015